Восприятие это более сложный процесс отражения действительности в нашем сознании, когда явление или предмет выступают в виде целостного образа. Таким образом, простейшие психические процессы — ощущения входят в состав более сложного процесса — образного, целостного восприятия действительности.
Зритель воспринимает игру актеров на сцене, педагог воспринимает пение ученика, ученик во время пения воспринимает работу своих мышц и звук, который при этом получается, и т. д. Здесь в восприятии играют роль многие ощущения, но главным образом зрительные и слуховые.
Однако восприятие предметов и явлений не является простой суммой ощущений. Воспринимая, мы вспоминаем другие подобные образы, узнаем знакомые или решаем, что это ранее не встречавшиеся, сравниваем, сопоставляем и делаем заключения, находим взаимосвязь с другими явлениями, т. е. воспринимаем осмысленно.
Ф. Энгельс писал: «К нашему глазу присоединяются не только другие чувства, но и деятельность нашего мышления».
При восприятии предметов или явлений мы ощущаем радость, грусть или раздражение, т. е. эмоционально переживаем воспринимаемое. Наше внимание может быть направлено на выделение в воспринимаемом явлении или предмете каких-либо частностей. Воспринимая работу своего голосового аппарата, можно направить внимание на работу дыхательных мышц, а можно перенести его на связочные, резонаторные ощущения или на работу артикуляционного аппарата. Благодаря направленности внимания мы можем выделить желаемые частности.
Целостное восприятие предметов или явлений обусловливается деятельностью комплексных раздражителей, одновременно действующих на различные анализаторы. При этом образуются ясные представления о предмете в целом, о соотношении его частей, становится четкой структура предмета. Мы знаем структуру стола и вне зависимости от конкретных; особенностей того или иного стола: его величины, цвета, формы — легко узнаём, что стол. Мы узнаем мелодию вне зависимости от того, на каком ! инструменте она сыграна или каким-голосом спета. Таким образом, при восприятии мы абстрагируемся от конкретных раздражителей и воспринимаем объект в. целом как определенным образом структурно связанную систему его частей.
Когда мы воспринимаем какие-либо явления или предмет, то на нас действуют различные раздражители, но не все они воспринимаются одновременно и в разной мере четко и ясно нашим сознанием. Сознание выделяет в каждый данный момент какой-либо один объект восприятия, а остальные воспринимаются лишь как фон. Сосредоточивая свое внимание на дыхании поющего ученика, мы в это мгновение перестаем достаточно четко воспринимать его артикуляцию и т. д.
В выделении объекта восприятия большую роль играет указание педагога. Обращая внимание ученика на восприятие тех или иных особенностей звучания, тех или иных вибрационных ощущений, того или иного мышечного чувства. Мы тем самым как бы организуем это восприятие. Только сосредоточив свое внимание на той или иной частности в данном явлении, ученик начинает воспринимать его ясно и полно. Coвершенно естественно, что во время пения у ученика всегда возникают различные ощущения, связанные с этим процессом, однако не все они воспринимаются им и не все способны осознаваться. Указание педагога позволяет выделить из этого комплекса ощущений те элементы, на которые следует обращать внимание.
Очень важно, чтобы у ученика во время пения была четко поставленная задача в смысле фиксации тех или иных ощущений. Для восприятия весьма важна задача, которую преследуют, воспринимая какое-либо явление. Так, например; для вокального педагога, обычная задача постоянно сводите! прежде всего к оценке правильности работы голосового аппарата, правильности звуковедения и звукоизвлечения. Это иногда мешает восприятию пения как художественного явления. Вокальный педагог и обычный, неискушенный слушатель по разному воспринимают пение. Совершенно очевидно, что при восприятии явлений огромную роль играет предыдущий опыт, восприятие в сильнейшей степени зависит от интеллекта. Музыкальный человек с развитыми музыкальными способностями и большим слуховым опытом скорее выделит в звучании голоса певца интересующеие его моменты.
Специализированные восприятия
В процессе занятия различными видами деятельности у человека развиваются специализированные восприятия, или, как говорят, сложные ощущения. У лыжника есть чувство лыжни, у горнолыжника — чувство снега, у футболиста— чувство мяча и т. п. Все эти сложные чувства, специализированные восприятия, строятся на взаимодействии высокоразвитых ощущений.
В чувство снега, лыжни входят тонкие ощущения скольжения ног с надетыми на них лыжами, чувство равновесия, зрительные ощущения и т. п. Все эти сложные чувства, специализированные восприятия, развиваются в процессе деятельности и вне ее не существуют. При прекращении занятия ею эти ощущения теряются, поэтому после долгого перерыва в занятиях не сразу можно восстановить в совершенстве ранее достигнутый уровень ее выполнения. Эти специализированные восприятия дают возможность исключительно точного и успешного выполнения деятельности.
У квалифицированного певца в процессе освоения вокала также развиваются специализированные восприятия, сложные чувства, не имеющиеся у лиц, не связанных с пением. К таким сложным ощущениям следует отнести восприятие певцом своего звука, в которое входят не только слуховые ощущения, но и различные ощущения от работающих мышц голосового аппарата, от резонаторно-вибрационных явлений, которые возникают при пении, от движения дыхательной струи по голосовому тракту и т. д.
Чувство звука, как и чувство опоры — сложные специализированные восприятия, связанные с пением. Певец, пользуясь ощущением звука, может «направить его к зубам или в затылок», сделать его «собранным или рассеянным», «резонирующим» и т. д. Опытный певец хорошо ощущает свой звук, и это сложное чувство звука позволяет ему хорошо справляться с различными вокальными заданиями.
Чувство опоры — также является сложным специализированным восприятием работы голосового аппарата во время пения. В это чувство входят и слуховые ощущения от звучания, и ощущения напряжения мышц дыхания, и связочно-гортанное чувство, и ощущение от поднятого подсвязочного давления (чувство столба воздуха) и, наконец, вибрационные резонаторные ощущения. Явления опоры разбираются нами в специальном разделе работы.
В сложном восприятии мы можем отдельно воспринимать те или иные ощущения в зависимости от нашего предыдущего опыта или указания педагога. Поэтому задачей педагога всегда является привлечение внимания ученика к интересующим его ощущениям. Правильное певческое звучание воспринимается не только слухом, но и рядом других внутренних ощущений, по которым можно достичь большого совершенства анализа работы голосового аппарата. Между определенными качествами звучания и сопутствующими им ощущениями устанавливаются прочные и четкие связи, по которым опытный певец точно контролирует работу голосового аппарата.
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.