Роль развития музыкальности. Музыкальный язык
Из сказанного выше следует важнейший для педагогики факт, что развитие музыкальности должно предшествовать развитию вокальной техники, что техника должна строиться на музыкальном материале, который доступен для понимания ученика.
Бессмысленно учить вокальной технике человека, у которого не развита музыкальность. Его техника будет образована как следствие каких-то побочных моментов. Это будет мертвая техника, не рожденная музыкой, не связанная с ней. Научить ученика верно пропеть технически правильно поставленным голосом нотный текст — еще не значит научить его пению. В нотах не все записано. Это только схематизированное безжизненное изложение музыкальной мысли композитора. Эти мысли должны вновь ожить. Они оживают тогда, когда исполнитель, прочтя произведение, воссоздает их в своем воображении вновь в форме ярких образов и затем воплощает их в звуках. Это воссоздание— творческий процесс, он всегда индивидуален. Один и тот же нотный текст у разных исполнителей вызывает различные образы. Даже слабое произведение под влиянием творческой фантазии талантливого исполнителя может восприниматься как значительное, производя большое впечатление.
Задача педагога — развить у ученика музыкальность и артистизм. Его надо научить понимать музыкальный язык, разбудить его творческую фантазию. Развитие музыкальности, музыкального мышления, творческой фантазии позволит ему вести необходимый отбор исполнительских приемов, выработку тонких приспособлений, нужных для выражения его творческого замысла.
Различные звуковые явления, и в частности музыка, в течение всей жизни улавливаются нашим слухом и по системе слухового анализатора поступают в мозг, где в соответствующих отделах коры происходит обработка этих сигналов, «откладывание» их в звуковой памяти. Человек накапливает звуковой опыт. На этой основе происходит развитие внутреннего слуха, музыкальных представлений, музыкального мышления.
Однако сам по себе музыкальный звуковой опыт еще не ведет к развитию музыкального чувства, музыкальности. Музыкальные построения тогда превращаются в язык, когда они связываются с определёнными явлениями, предметами внешнего мира, с различными состояниями человека, с его переживаниями. Когда звуки начинают обозначать эти явления и служить средством передачи определенного сообщения, они становятся языком. Обыкновенно с детства ребенок в той или иной степени постигает этот язык. Засыпая под колыбельную песню, приплясывая под танцевальный напев, он начинает понимать что различная музыка обозначает разные явления. Освоив речь, он по словам песни начинает понимать ее музыкальное содержание и включать в свою деятельность — в игры, в танец, т. е. активно пользоваться этой музыкой. Так постепенно у ребенка родятся определенные музыкальные образы, музыка начинает обозначать для него те или иные явления, входить в его мышление. Чем чаще определенные музыкальные построения, звучания начинают обозначать понятные ребенку явления, чем чаще он ими пользуется в своих занятиях, играх, тем прочнее эти музыкальные образы входят в его жизнь, тем активнее он ими оперирует, развивая и обогащая свое образное музыкальное мышление, свою музыкальную фантазию. Потому условия, в которых воспитывается ребенок, имеют такое большое значение для развития музыкальности. Когда ребенок освоил нотную грамоту и читает нотные знаки, если произведение посильно его пониманию, — он быстро перестает видеть эти нотные знаки и начинает оперировать музыкальными образами, которые у него при этом возникают. Как правило, музыкальные произведения, которые пишутся для детей, имеют названия, подсказывающие то содержание, которое в них заключено. Если ребенок систематически занимается музыкой, общается с ней часто, постепенно ему становятся доступными все более и более сложные произведения, его музыкальное мышление, его фантазия и образное видение развиваются все больше и больше. Подобно тому как каждый человек по-разному воспринимает одну и ту же книгу в зависимости от жизненного опыта в разные периоды своей жизни, так и содержание музыкальных полотен раскрывается;
с той или иной полнотой в зависимости от развития музыкального мышления.
Вокальному педагогу приходится часто иметь дело с учениками, не попавшими с детства в благоприятные условия музыкального окружения и потому имеющими недостаточное музыкальное развитие.
Однако развитие музыкальности возможно в любом возрасте. Любая способность может быть при определенных условиях развита. Нервная система способна к различным видоизменениям и развитию под влиянием требований окружающей среды. Такая способность, как музыкальность, т. е. умение понимать музыкальную речь, постигать ее содержание, может быть освоена в большей или меньшей полноте любым человеком при верном подходе к этой задаче. В равной степени можно развить элементы музыкальности, из которых она складывается: звуко-высотный слух, чувство ритма, ладовое чувство, гармонический слух и т. п.
Как иностранный язык усваивается лучше всего в живом общении, когда человек живет в стране, где говорят на этом языке, где каждое слово, фраза, выражение непосредственно связывается с окружающим миром, говорит о тех или иных явлениях, так и музыкальный язык постигается быстрее всего, когда он в живом исполнении рассказывает своим языком о явлениях действительности, отраженных в нем. Приобщение ученика к.музыке и умение раскрыть ее содержание, если оно недостаточно глубоко им осознается, является важнейшей педагогической задачей, которая должна предшествовать или по крайней мере идти в ногу с развитием технических умений.
Следует подчеркнуть важность развития музыкальности не столько путем изучения теоретических основ музыкального языка, сколько путем возможно большего общения с музыкой, особенно с музыкой высокого качества, которая посильна для понимания ученика. Повседневные занятия музыкой развивают музыкальность значительно быстрее и полнее, чем изолированное освоение отдельных элементов музыкального языка. Это не значит, конечно, что «анатомирование» музыки, т. е. изучение принципов построения музыкального произведения, анализ его, как и развитие тех элементов, из которых складывается музыкальный язык, т. е. совершенствование слуха, ритма, не играют здесь роли. Разумеется это тоже важно, ценно и нужно, но прежде всего сама музыка должна стать для .человека живым языком, который говорит ему о чувствах, переживаниях, образах действительности.
Чем талантливее композитор, тем более ярко, глубоко и своеобразно говорит он о явлениях жизни языком музыки. Потому подбор репертуара, на котором происходит развитие музыкального чувства, имеет чрезвычайно важное значение. Как и во всех случаях, доступность понимания и постепенность усложнения репертуара является существенным моментом развития музыкальности. Важно, чтобы музыка всегда была понятной и вызывала определенные представления, образы действительности. Тогда музыкальные мысли произведения не являются чужеродными, а превращаются в своеобразный язык. Если музыка не вызывает определенных образов, представлений, не говорит о переживаниях, она становится как для самого певца, так и для слушателей мертвой, непонятной.
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.