У певцов существует представление о способности концентрировать, собирать звук, посылать его в различные отделы нёбного свода, направлять звуковой поток по намеченному пути подобно тому, как мы можем собрать лупой солнечный луч или отразить его в желаемом направлении зеркалом. Особая «отражательная» роль отводится в этом смысле нёбному своду, и делаются попытки оценить его профессиональные качества по расчетам согласно закону светового луча, т. е. по принципу «угол падения равен углу отражения».
В действительности же этот закон применим только в том случае, когда размеры препятствия сравнимы или превышают длину волны. Если же отношения обратны, т. е. длина волны больше размеров препятствия, происходит обтекание волной препятствия. Волна огибает его или, как говорят в физике, дифрагирует. 'Рис. 6. Если с точки зрения этого закона посмотреть на стенки ротоглоточной трубки и, в частности, на нёбный свод, то становится очевидной невозможность закономерного отражения звуковых волн основного тона голоса от таких малых размеров поверхностей. Так, например, у мужских голосов длины волн исчисляются метрами, а стенки надставной трубки не превышают 10—15 см. Следовательно, с точки зрения энергии заключенной в основных тонах звука голоса, ни концентрация, ни направление, ни закономерное отражение звуковых волн в надставной трубке певца невозможны. Звук обтекает эти поверхности, загибается, скользя вдоль стенок, и не испытывает закономерного отражения.

untitled-411

Выйдя изо рта и попадая в помещение, этот же звук хорошо отражается от больших и твердых поверхностей стен, потолка, пола и других крупных по размеру предметов, значительно больших, чем длина его волны. Потому методом расчета поведения звуковых волн по закону «угол падения равен углу отражения» пользуется архитектурная акустика, изучающая и рассчитывающая акустические свойства различных помещений.
Для того чтобы звук голоса начал закономерно отражаться от стенок надставной трубки, т. е. от поверхностей порядка 8— 10—15 см, он должен иметь длину волны около 10 см или меньше, т. е. частоту около 2800—3500 гц и выше, что соответствует четвертой и пятой октаве на фортепиано. Значит, отражение возможно только для той части звуковой энергии, которая заключена в высоких обертонах певческого голоса.
Тогда, когда размеры препятствия и длина волны равны, около 45% энергии начинает отражаться по закону «угол падения равен углу отражения». И чем меньше длина волны по сравнению с препятствием, тем больший процент энергии будет отражаться закономерно. Следовательно, чем выше обертоны голоса, тем полнее они отражаются по этому закону от нёбного свода и других стенок ротоглоточного канала.

Наверх! Запостить!