Одним из видав вокальной техники, обязательной для всех голосов, является умение филировать звук. Само название филировка (происходит от слова fil— нить — фр.) показывает, что она связана с умением изменять силу звука, сводя его к едва слышимому звучанию, подобному звуковой нити. Однако под филировкой понимается не только умение постепенно убрать силу звука до почти полного замирания, но и наоборот, умение начать звук с едва слышимой звуковой нити и постепенно, плавно развернуть его в полное, мощное звучание. Таким образом, под филировкой звука понимается умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому, не меняя при этом вокальных качеств звука.
Филировка полноценна тогда, когда качество звучания певческого голоса остается неизменным и когда изменение силы звука происходит естественно, плавно с сохранением свободы и льющегося характера голоса. Филировку нельзя рассматривать как некое механическое изменение силы звучания — она связана с самой природой певческого звука.
У неопытного ученика с «непоставленным» еще голосом звук обычно не филируется, и если такой певец пытается прибавить или убавить силу звучания на выдержанной ноте — это носит неполноценный характер. По мере приобретения нужных вокальных качеств певческий звук приобретает свободу, в голосе появляется вибрато, он начинает тянуться и вместе с этим филироваться. Тот звук, который хорошо тянется и свободно, естественно вибрирует, оказывается способным к филировке. Следовательно, хорошая филировка является показателем правильного звучания певческого голоса.
Обычно начинают достаточно устойчиво филироваться средние, наиболее естественно звучащие звуки. Затем, по мере освоения динамики, к ним прибавляются более высокие. Высокие ноты, звучащие у большинства несколько напряженно, вначале бывают лишены и полноценного вибрато и свойства спокойно филироваться. Постепенно, по мере развития верной координации и силы мускулатуры гортани, верхние ноты получают свободу звучания и начинают филироваться. Не имея еще свободного, естественного звучания, не следует тратить времени на упражнения в филировке; только найдя его можно приступать к развитию этого вида техники владения голосом.
Из сказанного ясно, что филировка может служить отличным показателем 'правильности певческого звукообразования. Этим ее свойством пользовались старые итальянские маэстро XVII—XVIII веков для выработки правильного певческого тона. Они начинали постановку голоса с нахождения филирующихся звуков и в дальнейшем развитии голоса отталкивались от них. В методике современных педагогов изучение и развитие филировки переносится на значительно более поздние этапы развития певческого голоса, когда верная певческая координация уже найдена.
Начинать изучение филировки рекомендуется от mezzo forte к piano или от forte к piano, в зависимости от характера голоса ученика. Первый звук должен быть хорошо атакован, должен получить достаточную силу и устойчивость и затем постепенно, медленно, естественно ослаблен до piano. При этом надо следить, чтобы звучание оставалось в «одной точке», или, говоря по другой терминологии, одинаково «опертым», собранным, в высокой позиции. Вибрато все время должно быть устойчивым и спокойным. Другими словами, качество певческого тона ни в коей мере не должно меняться. Обычно при переходе от forte к piano звук имеет тенденцию «отодвинуться» (распуститься, стать менее «опертым»). Этого следует решительно избегать. Лучше прекратить филирование не доводя его до piano, чем исказить качество звука.
Наоборот, при развертывании звука от piano к forte звук имеет тенденцию стать чрезмерно напряженным, форсированным. Этого также следует избегать, и поэтому не следует доходить до большой громкости. Контролем правильности может служить спокойствие вибрато и единство качества певческого звука. Постепенно филировка входит в плоть и кровь певца, каждый звук приобретает возможность быть сфилированным. Эта возможность, разумеется, должна использоваться с большим тактом, в тех случаях, где она показана автором или подсказывается творческой интуицией исполнителя. Хорошее владение филировкой — большое достоинство певца. Красиво сфилированный звук, умение в нем дойти до едва слышного (но собранного и опертого) звучания — эффектный прием, которого требуют многие произведения. Однако лучшие представители русской национальной школы пения пользовались этим приемом только как необходимым выразительным средством, никогда не дозволяя себе употреблять его в целях показа красоты и умения пользоваться своим голосом. Упражнения на филировку следует .включать в число ежедневных.
Филировка звука — одно из тех явлений, которое не могла объяснить до конца мышечно-эластическая . теория фонации. Постепенный переход от forte к piano на одной и той же высоте звука по мышечно-эластической теории, где сила дыхания и напряжения голосовых мышц формирует высоту звука, был труднообъясним. Для того чтобы уменьшить силу звука, оставить неизменной высоту, надо было бы компенсировать уменьшающийся напор дыхания увеличивающимся напряжением голосовых мышц. Этот так называемый «закон компенсации» плохо объяснял филировку, так как сохранить при такой смене напряжений голосовых мышц все лучшие качества голоса было бы невозможно.
Нейрохронаксическая теория позволяет легко объяснить этот феномен. Поскольку, согласно ее основной концепции, высота тона задается числом нервных импульсов, 'бегущих по возвратному нерву, и дыхание не имеет никакого значения для возникновения той или иной высоты звука, — легко себе представить, что, плавно изменяя посыл дыхания, мы, не нарушая высоты тона и его качества, будем легко и плавно менять силу звука, т. е. филировать его. Понятно, что все основные качества голоса при таком механизме могу быть легко сохранены, так '.как характер движений голосовых связок может остаться неизменным, не претерпевая той перестройки, которая неминуема при «компенсации».
Мы позволили себе остановиться на различных видах вокализации, которые должны быть освоены каждым певцом для того, чтобы иметь возможность наполнять произведения, входящие в репертуар современного оперно-концертного певца. Эти виды вокальной техники составляют тот арсенал вокально-технических средств, на которых покоится профессиональная исполнительская деятельность.
Как можно было заметить из сказанного, развитие большинства видов техники звуковедения всегда связано с нахождением правильного певческого звука, естественного для данного певца и соответствующего основным требованиям к правильно поставленному певческому голосу. Только тогда, когда звук верно образован, когда найдена правильная певческая координация в работе голосового аппарата, он становится способным к полноценному освоению всех видов техники. Верное звукообразование должно всегда лежать в основе развития различных видов вокальной техники.
Уважаемые авторы! Убедительно просим Вас подтвердить свои права на обзоры.
Для этого необходимо выполнить несколько простых шагов.
Оставить комментарий через VKontakte:
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.