Оглавление
Контрапункт простой и сложный
Простым контрапунктом называется всякое одновременное сочетание двух или больше мелодий, из которого не получают новых сочетаний тех же мелодий. За некоторыми исключениями, в простом контрапункте сочиняется большая часть полифонического произведения.
Сложным контрапунктом называется сочетание мелодий, из которого производится новое сочетание (новая комбинация) тех же мелодий.
Каждая новая комбинация тех же мелодий, помещенная в произведении позже, называется производным соединением.
Сложный контрапункт делится на два основных разряда:
1) Подвижной контрапункт, то есть такой, в котором производные соединения получаются от передвижения неизменяемых мелодий.
2) Обратимый или зеркальный, контрапункт, в котором производное соединение получается посредством обращения мелодий.
Подвижной контрапункт, в свою очередь, подразделяется на два вида:
1) Вертикально-подвижной контрапункт, в котором производные соединения образуются от передвижения голосов вверх и вниз, как это имело место в примере 185.
2) Горизонтально-подвижной контрапункт, в котором, благодаря смещению по времени, меняется отношение между моментами вступления неизменяемых мелодий.
Двойной контрапункт октавы
В области сложного контрапункта вертикальные перестановки имеют основное значение, и случаи их применения в литературе бесчисленны.
Наибольший эффект получается от взаимного обмена голосов местами так, что верхний делается нижним, а нижний — верхним. Такие перестановки называются противоположными, а само сочетание двух мелодий, из которых каждая может быть верхней или нижней, называется двойным контрапунктом (см. пример 185)
Из всех возможных видов подвижного контрапункта наибольшее применение получил двойной контрапункт октавы, то есть такое сочетание двух мелодий, которые меняют свое взаимное положение путем переноса верхнего голоса вниз или нижнего — вверх на октаву (простую, двойную, тройную и даже четверную, смотря по надобности). Распространение контрапункта октавы объясняется его технической простотой и сохранением ладо-ступенного положения звуков мелодий .
Двойной контрапункт дуодецимы и децимы
В принципе возможен двойной контрапункт любого интервала. Однако многие из таких возможностей почти не встречаются в литературе.
Из различных двойных контрапунктов после октавного. наибольшее распространение получили двойные контрапункты дуодецимы и децимы.
Из них в техническом отношении ближе всего к контрапункту октавы двойной контрапункт дуодецимы.
Сложный интервал перемещения. Удвоение несовершенными консонансами
Иногда применяется сложный интервал (показатель) перемещения. Первоначальное соединение строится с таким расчетом, чтобы получить два-три различных производных соединения. Чаще всего комбинируются двойные контрапункты октавы и дуодецимы или октавы, децимы и дуодецимы.
Такие комбинированные возможности перемещений допускают увеличение количества голосов посредством совмещения первоначального соединения с производными, отчего получаются удвоения голосов терциями или секстами.
Горизонтально-подвижной и вдвойне-подвижной контрапункт. Обратимый, или зеркальный, контрапункт
Выше был в общей классификации упомянут горизонтально-подвижной контрапункт. Его суть заключается в перемещении во времени одной мелодии по отношению к другой (сдвиг «вправо» или «влево» по нотной записи). Горизонтальное передвижение может сочетаться с вертикальным, что образует так называемый вдвойне-подвижной контрапункт.
Если все операции по передвижению неизменных мелодий вверх, вниз, вперед и назад относятся к подвижному контрапункту, то особняком стоит менее употребительный обратимый контрапункт. Обратимым контрапунктом называется сочетание мелодий, подвергаемых обращению
Значение и область применения сложного контрапункта
Художественное значение сложного контрапункта состоит прежде всего в том, что контраст звучащих вместе мелодических линий подчеркивается изменением их соотношения в производных соединениях.
В связи в этим, перестановкам чаще всего подвергаются именно контрастирующие мелодии: 1) тема и противосложение в фугированной музыке ; 2) сочетание двух или нескольких тем в двойных, тройных или четверных фугах; 3) аналогичное сочетание тем, изложенных перед этим порознь, в произведениях в целом не полифонических.
В музыкальной картине Бородина «В Средней Азии» основная конструктивная идея заключается в контрапунктическом соединении темы русского песенного характера с мелодическим орнаментом в восточном роде, которые предварительно изложены по отдельности.
Кроме указанного подчеркивания контрастов, подвижной контрапункт играет большую роль в экономии тематического материала, который может повторяться в новом освещении, благодаря перестановкам, вместо сочинения нового музыкального материала. В этом отношении, кроме перечисленных случаев применения, показательны перестановки в промежуточных, связующих элементах полифонического произведения (интермедии фуг). Тот же прием встречается в разработочных частях, например, в сонатной форме.
Наконец, применение подвижного контрапункта технически неизбежно во многих разновидностях канонической имитации, о чем несколько подробнее будет сказано ниже .
[...] Контрапункт [...]