Оглавление

Полифония

Контрапункт

Имитация и канон

Фуга

Другие формы

 

Полифонией, или контрапунктом, называется такое многоголосие, в котором голоса самостоятельны и равноправны по своему значению. Будучи мелодически самостоятельны и развиты, голоса в то же время объединяются в одновременном звучании гармонией.
Гомофонный склад, как известно, отличается периодической расчлененностью посредством цезур и каденций на более или менее равномерные отрезки — двутакты, четырехтакты и т. п. В противоположность гомофонии, полифоническому складу свойственна, наоборот, значительная непрерывность как в общей музыкальной ткани, так и в мелодике отдельных голосов, достигаемая непериодичностью строения. Поэтому главное отличие полифонической мелодии заключается в ритме, а не в интервально-ладовых сочетаниях.
Не следует, однако, думать, что в полифонической мелодике вовсе отсутствует расчленение на части и мелодическая повторность; такая мелодика была бы нечленораздельной и плохо запоминаемой из-за появления все нового и нового материала.

Полифоническая тема

Полифоническая тема бывает, чаще всего, относительно короткой. Цель краткости — удобозапоминаемость. Длинные же темы, как правило, однородны по рисунку. Независимо от длины темы, она, даже представляясь в отдельности очень недоразвитой, все равно пригодна для обычного повторения ее другими голосами. В следующем отрывке тема (в смысле техники сочинения) состоит из одного звука, то есть представляет возможный минимум содержания с количественной стороны; однако она оказывается достаточной как завязка:

untitled-110

Большей частью тема бывает развита настолько, что имеет облик, относительно законченный с выразительной и формальной стороны. В смысле музыкального выражения, полифонические темы хотя и имеют большей частью серьезный характер, однако в общем не представляют собою исключения. В приводимых ниже примерах есть темы в характере спокойного раздумья, скорбные, мрачные и, наоборот, шутливые, радостные, торжественные, с танцевально-игривым оттенком:

untitled-210

Для большинства тем характерна общая тональная ясность, которая достигается определенными приемами, ниже перечисляемыми.
Начинается тема преимущественно с тоники или доминанты (она же тоническая квинта). См. приведенные выше образцы тем.
Изредка встречается начало темы с других ступеней: с вводного звука, с тонической терции, с VI ступени.
Оканчивается тема, главным образом, одной из следующих каденций:
а) полной несовершенной каденцией на тонической терции в главной тональности (особенно типичное окончание);
б) полной совершенной каденцией в главной тональности;
в) полной несовершенной или совершенной каденцией в доминантовой тональности.
Таким образом, тема может модулировать к своему концу в тональность доминанты, подобно начальным построениям других форм. Другие модуляции в конце темы почти не встречаются даже в музыке последних десятилетий, несмотря на крайнее усложнение гармонии; например следующая сложная и извилистая тема оканчивается традиционной модуляцией в доминанту:

untitled-310

Если начало и конец темы регулируются перечисленными нормами, то внутри темы возможна, наряду с простой диатоникой, значительно большая свобода в отклонениях и иной хроматике. Большей частью дело ограничивается отклонениями в ближайшие тональности. Вообще, определенность гармонического плана присуща большинству тем.
Многие гармонические приемы могут способствовать усложнению строения темы Например, в теме Регера (см пример 169) имеется отклонение в III ступень (Ges-dur), а окончательная модуляция в доминанту (B-dur) совершается через II пониженную ступень этой тональности (Ces)
Что касается сколько нибудь длительных хроматических последовательностей в теме, то в старинной музыке, в частности у Баха, обыкновенно каждый звук такой последовательности основывается на отдельном аккорде Вся последовательность поэтому есть результат отклонения или ряда отклонений в близкие тональности В позднейшей музыке, на почве развития всевозможной хроматики, темы фуг иногда содержат в себе отрезки с хроматическими проходящими Последнее может сильно поколебать тональную опредетеиность темы.

Выразительная сторона темы в наибольшей мере определяется той частью, в которой содержатся самые яркие интонационные или ритмические обороты. Они обычно находятся именно в одной части, а не распределяются равномерно по всей теме
Такая наиболее яркая часть темы называется индивидуализированной ее частью. Помещается она преимущественно в начале темы, что и делает каждое вступление темы особенно заметным. Впрочем, можно встретить более яркие моменты в середине или даже в конце темы Бывают и случаи, когда вся тема однородна по степени яркости
Индивидуализация темы чаще всего основывается на какой-либо интервальной комбинации Это, например, один- два интервала, придающих особую характеристичность части, в которую они включены В примере 210 ярок шаг на уменьшенную септиму (излюбленный интервал полифонических тем), в примере 169г это — уменьшенная терция и т д. В общем для индивидуализации особо пригодны относительно широкие интервалы, образующие скачок В других случаях индивидуализация достигается применением хроматизма, что дает или прямую последовательность по полутонам, или комбинации более или менее характерных интервалов на ее основе и т. д. Третьим распространенным способом придания теме яркости является введение какого-нибудь заметного ритмического оборота (в особенности синкопы)
Возможны и иные способы. Так, например, характерность следующей темы состоит в четырехкратном проведении фигуры, которая сама по себе ничем не примечательна

untitled-42

За наиболее яркой частью темы, которая, как сказано, помещается обычно в ее начале, следует продолжение и окончание темы в духе так называемых общих форм движения. Под этим названием разумеют часть менее яркую, менее характерную Для общих черт движения типичны следующие признаки:
а) более плавное в интервальном отношении движение,
б) более непрерывная ритмика;
в) часто встречающийся общий спад звуковысотной линии после первой части темы, связанный с секвентностью строения.
Хотя общие формы движения и менее ярки, по сравнению с индивидуализированной частью темы, важность их очень велика, так как именно они определяют преобладающий общий ритм произведения Заключая в себе более непрерывное движение, они как бы вводят в общую непрерывность дальнейшего развития. Крайне существенно и то, что они очень часто служат основным материалом для развития.

Общие принципы контрапунктирования

 

Принцип непрерывности полифонической ткани, который проявляется уже в мелодике каждого голоса, особенно ясно выражен в сочетании контрапунктических голосов Каждый из перечисляемых ниже приемов совместного ведения голосов соответствует принципу непрерывности.

Взаимно-дополняющая ритмика. Ее суть заключается в попеременном оживлении движения: когда один голос останавливается на более протяжном звуке, другой или другие поддерживают движение в тех длительностях (целиком или преимущественно), которые установились как типичные для данного сочинения.

untitled-52

Возможны на отдельных участках сгустки общего оживленного движения. Короткие эпизодические отрезки этого рода создаются, главным образом, ради мелодического развития каждого из голосов. Более систематическое проведение общего ритмического оживления обычно значительно повышает напряженность музыкальной ткани.
Общие для всех голосов каденции преимущественно избегаются вовсе или маскируются. Для этого в одном или нескольких голосах не прерывается движение после заключительного аккорда:

untitled-61

После общей каденции движение может быть продолжено посредством вступления голоса, перед тем молчавшего, с чем-нибудь значительным, особенно с темой.
Кроме того, общие каденции часто приходятся на моменты, не совпадающие с основными модуляционными поворотами музыкальной формы, то есть вводятся в моменты, второстепенные для тонального строения.
Общие каденции с остановкой движения — чаще половинные (перед новой частью сочинения, особенно перед репризой).
Очень важен прием наложения концов; на начала. Заключительный оборот одного голоса, который затем паузирует, последним звуком совпадает с» вступлением другого, молчавшего голоса. В этом случае получается нечто близкое вторгающейся каденции. Такое наложение с совпадением в одном вертикальном моменте будем называть поверхностным. Вообще в полифонии большую роль играют глубокие наложения, так как особо типична разновременность вступлений и выключений голосов:

untitled-71

Голоса полифонического произведения, как правило, непрерывно контрастируют друг другу по ряду признаков, так как иначе они плохо различались бы при восприятии.
Эти признаки, встречающиеся в разных сочетаниях друг с другом, в основном следующие:
а) Контрасты ритмического дробления, служащие в то же время целям взаимного дополнения движением.
Ритмические контрасты часто сопровождаются индивидуализацией голосов путем выдерживания однородного рисунка в каждом голосе:

untitled-81

б) Контрасты ударений, достигаемые синкопами. Голос, несущий синкопу, получает акцент в другое время, по сравнению с голосом, не имеющим синкопы. Благодаря этому получается как бы разнометричность отдельных голосов:

untitled-91

в) Контрасты направлений мелодического движения. В связи с этим, наибольшее значение имеет противоположное и косвенное движение голосов. Прямое же и, в особенности, параллельное движение применяется в каждой паре голосов на ограниченных участках, переходя затем в другую пару.

Направление движений можно анализировать крупным планом и в деталях. Часто оказывается, например, что движение, противоположное и косвенное в деталях, в крупных чертах является преимущественно прямым:

untitled-101

г) Контрасты в размещении мелодических вершин, которые распределяются по возможности так, чтобы они происходили разновременно:

untitled-111

д) Контрасты в характере мелодики голосов. Скачкам одного голоса противопоставляется плавное движение другого (см. пример 177), хроматике одного— диатоника другого и т. д.:

untitled-121

Неимитационная полифония

Роль контрастов разного рода очень велика во всякой полифонии, в том числе в имитационной, которой почти целиком посвящена эта часть учебника. В неимитационной полифонии, то есть такой, которая основана только на контрастах созвучащих голосов, их контрасты имеют уже решающее значение и служат единственным признаком полифоничности.
Неимитационная полифония появляется главным образом в следующих случаях:
а) В сопровождении главной мелодии, при ее первом или повторном проведении голосом, хотя и разработанным мелодически, но не имеющим особого самостоятельного значения. Такой голос называют гармоническим контрапунктом. Этот прием очень часто встречается у Римского-Корсакова и Чайковского:

untitled-131

б) Одновременно ведутся два (редко больше) голоса, более или менее мелодически равноценных. К ним, чаще всего, добавляются гармонические голоса. Так получается «дуэтная» полифония, часто встречающаяся у Шопена, Глазунова, Скрябина (см. Прелюдия, ор. 11 № 13), Метнера и других:

untitled-141

в) В контрапунктическом соединении контрастирующих тем. Этот прием часто встречается как в инструментальной музыке, так и в опере (где соединению подвергаются лейтмотивы). Темы, не рассчитанные заранее для контрапунктического созвучия, могут несколько изменяться (в пределах узнаваемости) ради эффекта соединения. См. пример 34, а также следующий образец:

untitled-151

Понятие о строгом и свободном стилях

Принято разделение полифонии на:
а) полифонию (контрапункт) строгого стиля и
б) полифонию свободного стиля.
Под полифонией строгого стиля разумеют вокальную a cappella полифонию VI—XVI веков и, притом, главным образом в церковной музыке того времени. Требования, предъявленные торжественностью католического богослужения, развитие гармонического мышления, необходимость удобоисполнимости без сопровождения послужили основанием для ряда характерных норм этого стиля.
1) Мелодическое движение отдельных голосов было преимущественно плавным. Скачки вверх ограничивались малой секстой, вниз — чистой квинтой. Кроме того, применялись скачки на октаву, чаще вверх.
Движение на увеличенные или уменьшенные интервалы встречалось крайне редко.
2) Ритмика как в целом, так и в отдельных голосах имела плавный характер, без мелких длительностей (с ограниченным применением даже восьмых, без мелких синкоп и т. д.).
3) Гармония, в своей основе, была только консонирующей. Применялись мажорные и минорные трезвучия и их секстаккорды в полных и неполных разновидностях и секстаккорд уменьшенного трезвучия. Порядок следования аккордов был совершенно свободным, и лишь каденционные формулы походили на заключения позднейшего времени, послужив для них основой.
Диссонансы применялись в качестве
а) плавно вводимых и уводимых проходящих и вспомогательных звуков на слабых (изредка на относительно сильных) долях и
б) приготовленных нисходящих задержаний на сильных и относительно сильных долях. На почве задержаний были возможны очень многие созвучия, которые стали позже самостоятельными аккордами — квартсекстаккорды, септаккорды и их обращения и даже более многозвучные гармонии.
Модуляция существовала почти исключительно в лады, близкие по звуковому составу, притом главным образом без ходов на хроматический полутон в голосах:

untitled-112

Ритмическая комбинация, проводимая систематически, и образует тог или иной разряд контрапункта (нумерация разрядов в разных учебниках не всегда совпадает).
Упражнения в разрядах практикуются на различное число голосов. Последний (пятый) разряд (см. пример 184) представляет собой соединение всех разрядов и приближается к подлинной ритмике XV—XVI веков, в ее относительном разнообразии.
Свободным стилем обычно принято называть полифонию XVII—XX веков, в которой используются все гармонические средства, свойственные эпохам, охватываемым этими границами (свободное применение диссонирующих созвучий, разнообразное модулирование и т. п.). Так как в течение этих столетий, в сущности, произошла смена целого ряда стилей, часто с капитальными различиями между ними, ясно, что-«свободный стиль» — понятие собирательное. Чрезмерная широта этого понятия приемлема лишь в плане противопоставления стилей XVII—XX столетий строгому стилю XV—XVI столетий, более однородному в своем существе.

Наверх! Запостить!