Оглавление
Валтрона
Валторна по своей тесситуре ниже трубы, но в группе медных духовых инструментов записывается на более высокой строчке партитуры. По своему тембру она прекрасно связывает деревянную группу с медной и является как бы переходным инструментом. По этим причинам во многих партитурах XVIII века валторны помещались в группе деревянных духовых инструментов над фаготами.
Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наибольшим диапазоном, так как при узкой мензуре и большой длине трубки на ней возможно получить натуральную скалу от 2-го до 16-го обертона.
Запись натуральной скалы валторны производится следующим образом:
Примечание. Обертоны, обозначенные *, нечисты и в музыкальной практике у хроматических инструментов пропускаются.
Нижние ноты, записываемые в басовом ключе, нотируются на октаву ниже по сравнению с записью их в скрипичном, то есть нота, записываемая в скрипичном ключе, как:
в басовом ключе будет записана:
Таким образом, например, у валторны in F ноты, записанные в скрипичном ключе, будут реально звучать на квинту ниже, в то время как ноты, записанные в басовом ключе, на кварту выше их начертания.
Три вентиля валторны понижают натуральную скалу последовательно на один тон, полтона и полтора тона.
Вентили нажимаются указательным, средним и безымянным пальцами левой руки. В отличие от других медных духовых инструментов, валторна является инструментом левосторонним.
При помощи отдельных вентилей и их комбинаций можно получить еще шесть натуральных скал:
Следовательно, полный звукоряд валторны будет:
Как видно из приведенных схем, некоторые звуки можно извлекать различными аппликатурами. Например:
Как уже было указано, при игре предпочтительнее употреблять один вентиль, нежели комбинацию вентилей , хотя можно себе представить, что при исполнении какой-нибудь беглой фигуры будет удобнее иногда прибегнуть к помощи комбинации.
На валторне играют исключительной левой рукой; правая рука служит только для поддержания инструмента и для закупоривания кистью ее раструба при извлечении закрытых звуков. Из-за этого валторна имеет закругленную, многократно свернутую форму.
В современных симфонических оркестрах наиболее употребительна валторна in F, транспонирующая при записи в скрипичном ключе на квинту вниз. Ее реальное звучание по сравнению с записью таково:
Примечание. Для духовых оркестров конструируют также валторны in Es (еще на один тон ниже) с целью привести их строй в соответствие со строем духового оркестра, где все инструменты имеют строи либо in В, либо in Es. Кроме того, валторны in Es иногда делают правосторонними, чтобы облегчить овладение ими после обучения на других правосторонних инструментах (альтах in Es).
Регистры валторны. Звуки 2-го и 3-го обертонов довольно грубоваты и не очень наполнены. Начиная с 4-го обертона и выше, до 12-го включительно, они становятся мягкими и выразительными в piano и светлыми и яркими в forte.
Выше 12-го обертона (то есть к 16-му) они делаются несколько сдавленными и трудноватыми для извлечения (возможны киксы).
Техника игры на валторне. Валторна особенно пригодна для извлечения длинных нот (педалей) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на ней относительно невелик (разумеется,, не в самом нижнем регистре, а также и не в наиболее напряженных звуках верхнего 16-го обертона); attacca (момент возникновения звука) на валторне в piano несколько «ленивая» и не столь отчетливая, как на других медных духовых инструментах; legato — идеальное.
Стаккатная техника валторны весьма стремительна; на ней, кроме простого staccato, возможен «двойной» и «тройной» язык. Правда, быстрое staccato валторны имеет несколько вязкий,, «воркующий» характер и не так отчетливо, как, например, на трубе.
Низкий регистр, по ощущению губами обертонов, весьма отличается от ощущения верхних обертонов. Поэтому быстрая смена крайних регистров без постепенного перехода в интонационном отношении опасна. Лучше всего выходят скачки не более чем на октаву.
Поэтому в оркестре валторны делятся на две группы: на одних преимущественно извлекают более высокие звуки (I, III, V валторны, то есть первые валторны каждой пары), другие специализируются на интонационно устойчивом извлечении более низких звуков (II, IV, VI валторны, то есть вторые валторны каждой пары).
По силе звука валторны в forte примерно вдвое слабее других медных духовых инструментов, и поэтому в forte валторны выступают среди прочих медных инструментов по две на один звук (удвоены). В свою очередь валторны в forte соответственно вдвое сильнее любого деревянного духового инструмента.
В piano разница между валторной, трубой и деревянными инструментами сглаживается й остается лишь различие в тембре звука, его плотности и в характере attacc'и.
Сурдины на валторне применяются крайне редко; многие валторнисты их вообще не имеют. Причина этого заключается в том, что тембр засурдиненных звуков очень сходен с тембром так называемых «закрытых звуков», а самый эффект во втором случае достигается гораздо проще (посредством введения кисть правой руки в раструб инструмента).
Одной из разновидностей закрытого звука является застопоренный звук, исполняемый сильным sforzando при одновременном глубоком введении кисти в раструб инструмента. Застопоренные звуки отличаются резким, звенящим металлическим тембром.
Закрытые звуки обозначаются знаком +, а последующий открытый звук — знаком О (иногда пишут словами: ит.— coperto и aperto; фр.— bouche, ouvert; нем.— gestopft, offen).
Своеобразным эффектом является возможное и на других медных инструментах, но особенно яркое на валторне glissando, которое исполняется перебиранием губами близких друг к другу обертонов какой-нибудь одной натуральной скалы.
Этот гармонический эффект может быть проиллюстрирован следующими примерами:
Эффект игры раструбом вверх (ит. — сатрапа in aria; фр. — pavillion en Fair; нем. — Schalltrichter in die Hohe) употребляется для получения очень сильного, яркого звука и возможен исключительно на открытых звуках и в медленном темпе (так как раструб отодвигается от исполнителя, а левая рука находится в неудобном положении).
В целом валторна является инструментом довольно подвижным. На ней хорошо выходят различные гаммообразные и арпеджированные пассажи, повторяющиеся ноты, скачки и т. д. Как и на других медных инструментах, техника валторны тем отчетливее, а звук тем ярче, чем меньшее количество альтерированных нот участвует в пассажах.
За последнее время вентильный механизм валторны был усовершенствован введением 4-го вентиля, повышающего весь звукоряд инструмента на чистую кварту вверх (то есть переводящий валторну in F в строй in В alto) . Повышающий квартвентиль весьма облегчает извлечение верхних звуков, так как крайние верхние обертоны 12-й и 16-й:
извлекаются с помощью квартвентиля как 9-й и 12-й обертоны и, следовательно, требуют несравненно меньшего напряжения губ .
На валторне вентильные трели гораздо менее отчетливы и упористы, чем на трубе. Вследствие значительной длины инструмента и сравнительно узкой мензуры, частые изменения длины воздушного столба не успевают устанавливаться и как бы отстают от быстрых движений пальцев. Поэтому валторнисты предпочитают там, где это возможно, извлекать трели одними губами.
Губные трели получаются в тех местах натуральной скалы, где расстояние между соседними обертонами приблизительно равно большой или малой секунде. Следовательно, на валторне возможны следующие губные трели:
При наличии повышающего квартвентиля количество верх¬них губных трелей увеличивается, причем исполняются они с меньшим напряжением губ:
Вентильные трели звучат на валторне плохо и в случаях крайней необходимости их следует писать с расчетом на исполнение одним 1-м или лучше одним 2-м вентилем без дополнительного понижения строя. Кроме того, даже эти трели лучше писать в диапазоне, не превышающем:
Используя относительную ровность звучания валторны во всех регистрах, можно из одних валторн составить мягкие широкие четырех- и шестиголосные аккорды, составляющие всю гармонию данного отрезка музыки.
Можно себе представить такой аккорд, который прозвучит сравнительно ровно и слитно:
В чрезмерном piano будут несколько выделяться самые нижние ноты. В forte заметна разница в тембре (верхние звуки оторвутся от нижних). Поэтому лучше всего давать звучность средней силы, где каждый исполнитель может приспособиться к остальным. Такой групповой эффект среди однородных духовых инструментов возможен лишь у валторн.
[...] Валтрона [...]