Виолончель
Виолончель нотируется, главным образом, в басовом и теноровом ключах, и лишь особенно высокие ноты пишут в скрипичном ключе.
Старинная нотация для виолончели имела ту особенность, что скрипичный ключ, примененный сразу после басового, читался на октаву ниже написанного. Наоборот, скрипичный ключ после тенорового читался в соответствии с записью.
Четыре струны виолончели строятся по квинтам на октаву ниже альта:
Тембр 1-й струны светлый, открытый
Тембр 2-й струны певучий, более матовый
Тембр 3-й струны плотный
Тембр 4-й струны густой.
Виолончель — инструмент ножной; она имеет шпиль (па¬лочка с острием на конце, ввинчивающаяся в пуговицу), кото¬рый упирается в пол во время игры. По своему размеру виолончель более чем вдвое превосходит альт.
Отсюда возникает особенность и сложность в аппликатуре левой руки, заключающаяся в том, что из-за больших растя¬жений целый тон невозможно взять в нижних позициях сосед¬ними пальцами (исключение составляет растяжение между 1—2-м пальцами).
Поэтому аппликатура тетрахордов, заполняющих квинты между открытыми струнами виолончели, такова:
1-я позиция:
Интервал большой секунды берется через палец; интервал малой секунды (полутон) —соседними пальцахми. Выше 1-й позиции, где нет открытых струн, квинта (расстояние между соседними струнами) не может быть заполнена четырьмя пальцами левой руки. В тех случаях, когда 1-й палеи немного отодвинут в сторону порожка и между 1-м и 2-м пальцами образуется целый тон, требуется растяжение указанных пальцев.
2-я позиция:
3-я позиция:
4-я позиция:
Как видно из приведенных выше таблиц, виолончель, в отличие от скрипки и альта, по своим аппликатурным данным как бы является хроматическим инструментом.
5-я позиция:
6-я позиция:
Отсюда видно, что отрезки гаммы, которые можно сыграть на одной струне, могут быть двоякие:
В отличие от ручных инструментов (скрипки и альта), на виолончели, ввиду значительно большей длины струн и расстояний между соседними звуками, кроме пол>позиции, имеются еще 1,5 3,5 4,5 позиции. Позиций 2,5 и 6,5 нет, так как расстояние между 2-й и 3-й позициями и 6-й и 7-й позициями равно 0,5 тону.
Приведем таблицу полупозиций:
Выше 5-й позиции употребляется скрипичная аппликатура. Полупозиции лежат также в основе аппликатуры хроматической гаммы:
Из приведенных примеров становится ясным, что за пределами 1-й позиции (то есть там, где в состав гаммы не входят открытые струны) невозможна игра гамм без смены позиций. Приведем пример трудноисиолняемой гаммы:
Поэтому легатная техника на виолончели несколько менее подвижна, чем на скрипке (тормозят смены позиций).
Определять позиции на виолончели можно по формуле: «интервал минус палец», с обязательным приведением 1-го пальца к нормальному положению. Например: на струне А нота gis1 берется 4-м пальцем. Следовательно, 1-й палец лежит на eis1 (5—1=4); таким образом, это будет 4-я позиция, но альтерированная, то есть 472-я позиция.
Все сказанное выше относится к низким позициям. Выше 5-й позиции, где расстояния между тонами почти вдвое меньше, применяется прием, называемый ставкой.
Ставка — вынос большого пальца левой руки на гриф. В этом случае большой палец как бы представляет собой искусственный порожек. При помощи ставки виолончелист приобретает лишний тон тетрахорда.
Ставка обозначается ноликом, дополненным в центре своей нижней части маленькой вертикальной черточкой.
Расстояние между большим и 1-м пальцами не должно превышать кварты:
При ставке на высоких позициях (начиная с 5-й и выше) переходят на скрипичную аппликатуру, то есть соседние тоны берутся смежными пальцами.
На низких позициях ставка употребляется для игры октавами, а также для исполнения некоторых сложных пассажей:
Очень высокие позиции, со скрипичной аппликатурой, применяются только на 1-й и 2-й струнах, так как 3-я и 4-я струны слишком толсты и при сильном укорочении не дают звука нужного качества.
Предельным звуком для мелодических построений является а2 (в виртуозных сольных пьесах возможно достигнуть и более высоких звуков).
Интервалы. Ввиду большого размера инструмента виолончелист ограничен в возможности растяжения левой руки. Наибольший интервал, который он может взять на одной струне 1—4-м пальцами, равен большой терцин.
Например, на струне С:
Самым простым интервалом на соседних струнах является квинта, которая берется одним пальцем: 1, 2, 3, 4-м.
Интервалы больше квинты берутся в прямом положении левой руки.
Малая секста берется соседними пальцами: 2/1, 3/2, 4/3, большая секста — через палец: 3/1, 4/2
малая септима — крайними пальцами (без растяжения): 1/4, большая септима — крайними пальцами (с растяжением): 1/4.
Интервалы меньше квинты берутся в обратном положении левой руки.
Увеличенная кварта берется соседними пальцами: 1/2 , 2/3, 3 /4
чистая кварта — через палец: 1/3, 2/4
большая терция — крайними пальцами (без растяжения):1/4;
малая терция — крайними пальцами (с растяжением): 1/4
На виолончели обратное положение левой руки почти так же удобно, как и прямое, и практически менее принимается в расчет, чем на скрипке, так как расстояние между струнами на виолончели больше, поэтому меньше возможности задеть ненужную струну; виолончель держат почти вертикально, отчего левая рука не вывернута так, как при игре на скрипке. В связи с этим упор у виолончелиста больший, чем у скрипача. На виолончели можно свободно принимать любое положение левой руки.
Гаммообразное движение различными интервалами на виолончели представляет значительно большую, чем на скрипке, трудность и поэтому в оркестровой игре применяется очень редко.
Аккорды. Наиболее удобны трехзвучные аккорды, состоящие из квинт и секст, из квинт и кварт и из двух секст (аккорд из двух больших секст требует растяжения пальцев):
*- При получении этого аккорда и ему подобных есть опасность задеть верхний звук fis плоско лежащим на нижней квинте пальцем.
**- Этот аккорд требует большого растяжения (две большие сексты).
Наиболее удобны четырехзвучные аккорды, состоящие из квинт и секст:
В обратном положении левой руки наиболее удобны аккорды, состоящие из квинт и кварт, и только в исключительном случае с участием больших терций:
Флажолеты. Флажолеты на виолончели звучат превосходно. Употребляются все натуральные флажолеты, а из искусственных главным образом квартовые и квинтовые.
Натуральные флажолеты хорошо звучат даже в очень высоком регистре. Например, хорош такой эффект:
или такой пример:
или такой (звучит очень нежно):
Квартовые и квинтовые искусственные флажолеты употребляются со ставкой:
Большие терцовые и малые терцовые искусственные флажолеты менее употребительны, так как они звучат хуже и малонадежны:
Pizzicato. Прием pizzicato на виолончели также звучит превосходно и употребляется на всем протяжении ее диапазона. Выше a1 pizzicato становится все более сухим. Особенно хорошо pizzicato в нижнем регистре; оно звучит очень гулко и продолжительно. Также хороши и аккорды pizzicato. Самое звучное pizzicato получается в аккордах с открытыми струнами:
Техника правой руки. Все штрихи, употребляемые на скрипке и альте, применимы на виолончели. Следует учесть только то обстоятельство, что смычок виолончели несколько массивнее и слегка короче скрипичного. В сочетании с более толстыми струнами, а следовательно с необходимостью более сильного нажима смычка, последний при игре расходуется быстрее, чем на скрипке. С этим необходимо в некоторой степени считаться при написании долгого legato в pianissimo (много нот на один смычок), которое, тем самым, менее продолжительно, чем скрипичное.
Так как виолончель является ножным инструментом и держат ее грифом вверх, а смычок направлен колодочкой в сторону 4-й струны (тогда как у скрипки наоборот), то на ней одинаково хороши аккорды, взятые смычком как вверх, так и вниз.
Аккорды crescendo получаются на виолончели сильнее именно смычком вверх:
На виолончели также применяется сурдина.
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.