Виолончель

Виолончель нотируется, главным образом, в басовом и теноровом ключах, и лишь особенно высокие ноты пишут в скрипичном ключе.

Старинная нотация для виолончели имела ту особенность, что скрипичный ключ, примененный сразу после басового, читался на октаву ниже написанного. Наоборот, скрипичный ключ после тенорового читался в соответствии с записью.

Четыре струны виолончели строятся по квинтам на октаву ниже альта:

нотация виолончели

Тембр 1-й струны светлый, открытый

Тембр 2-й струны певучий, более матовый

Тембр 3-й струны плотный

Тембр 4-й струны густой.

Виолончель — инструмент ножной; она имеет шпиль (па¬лочка с острием на конце, ввинчивающаяся в пуговицу), кото¬рый упирается в пол во время игры. По своему размеру виолончель более чем вдвое превосходит альт.

Отсюда возникает особенность и сложность в аппликатуре левой руки, заключающаяся в том, что из-за больших растя¬жений целый тон невозможно взять в нижних позициях сосед¬ними пальцами (исключение составляет растяжение между 1—2-м пальцами).

Поэтому аппликатура тетрахордов, заполняющих квинты между открытыми струнами виолончели, такова:

1-я позиция:

untitled-94

Интервал большой секунды берется через палец; интервал малой секунды (полутон) —соседними пальцахми. Выше 1-й позиции, где нет открытых струн, квинта (расстояние между соседними струнами) не может быть заполнена четырьмя пальцами левой руки. В тех случаях, когда 1-й палеи немного отодвинут в сторону порожка и между 1-м и 2-м пальцами образуется целый тон, требуется растяжение указанных пальцев.

2-я позиция:

untitled-104

3-я позиция:

untitled-113

4-я позиция:

untitled-122

Как видно из приведенных выше таблиц, виолончель, в отличие от скрипки и альта, по своим аппликатурным данным как бы является хроматическим инструментом.

5-я позиция:

untitled-133

6-я позиция:

untitled-143

Отсюда видно, что отрезки гаммы, которые можно сыграть на одной струне, могут быть двоякие:

untitled-153

В отличие от ручных инструментов (скрипки и альта), на виолончели, ввиду значительно большей длины струн и расстояний между соседними звуками, кроме пол>позиции, имеются еще 1,5 3,5 4,5 позиции. Позиций 2,5 и 6,5 нет, так как расстояние между 2-й и 3-й позициями и 6-й и 7-й позициями равно 0,5 тону.

Приведем таблицу полупозиций:

untitled-163

Выше 5-й позиции употребляется скрипичная аппликатура. Полупозиции лежат также в основе аппликатуры хроматической гаммы:

untitled-172

Из приведенных примеров становится ясным, что за пределами 1-й позиции (то есть там, где в состав гаммы не входят открытые струны) невозможна игра гамм без смены позиций. Приведем пример трудноисиолняемой гаммы:

untitled-182

Поэтому легатная техника на виолончели несколько менее подвижна, чем на скрипке (тормозят смены позиций).

Определять позиции на виолончели можно по формуле: «интервал минус палец», с обязательным приведением 1-го пальца к нормальному положению. Например: на струне А нота gis1 берется 4-м пальцем. Следовательно, 1-й палец лежит на eis1 (5—1=4); таким образом, это будет 4-я позиция, но альтерированная, то есть 472-я позиция.

Все сказанное выше относится к низким позициям. Выше 5-й позиции, где расстояния между тонами почти вдвое меньше, применяется прием, называемый ставкой.

Ставка — вынос большого пальца левой руки на гриф. В этом случае большой палец как бы представляет собой искусственный порожек. При помощи ставки виолончелист приобретает лишний тон тетрахорда.

Ставка обозначается ноликом, дополненным в центре своей нижней части маленькой вертикальной черточкой.

Расстояние между большим и 1-м пальцами не должно превышать кварты:

untitled-192

При ставке на высоких позициях (начиная с 5-й и выше) переходят на скрипичную аппликатуру, то есть соседние тоны берутся смежными пальцами.

На низких позициях ставка употребляется для игры октавами, а также для исполнения некоторых сложных пассажей:

untitled-203

Очень высокие позиции, со скрипичной аппликатурой, применяются только на 1-й и 2-й струнах, так как 3-я и 4-я струны слишком толсты и при сильном укорочении не дают звука нужного качества.

Предельным звуком для мелодических построений является а2 (в виртуозных сольных пьесах возможно достигнуть и более высоких звуков).

Интервалы. Ввиду большого размера инструмента виолончелист ограничен в возможности растяжения левой руки. Наибольший интервал, который он может взять на одной струне 1—4-м пальцами, равен большой терцин.

Например, на струне С:

пальцы

Самым простым интервалом на соседних струнах является квинта, которая берется одним пальцем: 1, 2, 3, 4-м.

Интервалы больше квинты берутся в прямом положении левой руки.

Малая секста берется соседними пальцами: 2/1, 3/2, 4/3, большая секста — через палец: 3/1, 4/2

малая септима — крайними пальцами (без растяжения): 1/4, большая септима — крайними пальцами (с растяжением): 1/4.

Интервалы меньше квинты берутся в обратном положении левой руки.

Увеличенная кварта берется соседними пальцами: 1/2 , 2/3, 3 /4

чистая кварта — через палец: 1/3, 2/4

большая терция — крайними пальцами (без растяжения):1/4;

малая терция — крайними пальцами (с растяжением): 1/4

На виолончели обратное положение левой руки почти так же удобно, как и прямое, и практически менее принимается в расчет, чем на скрипке, так как расстояние между струнами на виолончели больше, поэтому меньше возможности задеть ненужную струну; виолончель держат почти вертикально, отчего левая рука не вывернута так, как при игре на скрипке. В связи с этим упор у виолончелиста больший, чем у скрипача. На виолончели можно свободно принимать любое положение левой руки.

Гаммообразное движение различными интервалами на виолончели представляет значительно большую, чем на скрипке, трудность и поэтому в оркестровой игре применяется очень редко.

Аккорды. Наиболее удобны трехзвучные аккорды, состоящие из квинт и секст, из квинт и кварт и из двух секст (аккорд из двух больших секст требует растяжения пальцев):

untitled-222

*- При получении этого аккорда и ему подобных есть опасность задеть верхний звук fis плоско лежащим на нижней квинте пальцем.

**- Этот аккорд требует большого растяжения (две большие сексты).

Наиболее удобны четырехзвучные аккорды, состоящие из квинт и секст:

untitled-215

В обратном положении левой руки наиболее удобны аккорды, состоящие из квинт и кварт, и только в исключительном случае с участием больших терций:

untitled-314

Флажолеты. Флажолеты на виолончели звучат превосходно. Употребляются все натуральные флажолеты, а из искусственных главным образом квартовые и квинтовые.

Натуральные флажолеты хорошо звучат даже в очень высоком регистре. Например, хорош такой эффект:

untitled-46

или такой пример:

untitled-54

или такой (звучит очень нежно):

untitled-64

Квартовые и квинтовые искусственные флажолеты употребляются со ставкой:

untitled-74

Большие терцовые и малые терцовые искусственные флажолеты менее употребительны, так как они звучат хуже и малонадежны:

untitled-84

Pizzicato. Прием pizzicato на виолончели также звучит превосходно и употребляется на всем протяжении ее диапазона. Выше a1 pizzicato становится все более сухим. Особенно хорошо pizzicato в нижнем регистре; оно звучит очень гулко и продолжительно. Также хороши и аккорды pizzicato. Самое звучное pizzicato получается в аккордах с открытыми струнами:

untitled-95

Техника правой руки. Все штрихи, употребляемые на скрипке и альте, применимы на виолончели. Следует учесть только то обстоятельство, что смычок виолончели несколько массивнее и слегка короче скрипичного. В сочетании с более толстыми струнами, а следовательно с необходимостью более сильного нажима смычка, последний при игре расходуется быстрее, чем на скрипке. С этим необходимо в некоторой степени считаться при написании долгого legato в pianissimo (много нот на один смычок), которое, тем самым, менее продолжительно, чем скрипичное.

Так как виолончель является ножным инструментом и держат ее грифом вверх, а смычок направлен колодочкой в сторону 4-й струны (тогда как у скрипки наоборот), то на ней одинаково хороши аккорды, взятые смычком как вверх, так и вниз.

Аккорды crescendo получаются на виолончели сильнее именно смычком вверх:

untitled-105

На виолончели также применяется сурдина.

Наверх! Запостить!