Деревянные духовые инструменты

Оглавление
Деревянные духовые инструменты
Флейта
Гобой
Кларнет
Фагот

Деревянные духовые инструменты представляют собой полые трубки, сделанные из особых сортов плотного дерева (или иногда из металла, как, например, флейты современных кон-струкций и саксофоны). Трубки, в зависимости от типа инструмента, делают цилиндрического, конического или обратно-конического сечения.

деревянные духовые

Составляются они из нескольких частей (2, 3, 4-х и более), разнимаемых после игры для удобства хранения инструмента в футляре.
Звучащим телом в деревянных духовых инструментах является столб воздуха внутри трубки, приводимый в колебание путем вдувания воздушной струи через специальный возбудитель вибрации — язычок (трость), или через отверстие в головке инструмента.
По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа :
1) Губные (лабиальные), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие (labium) в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки.
К такому типу инструментов относится флейта.
2) Язычковые (лингвальные), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укрепленный в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента.
К такому типу инструментов относятся гобой, кларнет, саксофон и фагот.

Столб воздуха внутри трубки при колебании образует, по аналогии со струной, узлы и пучности, называемые сгущениями и разрежениями.
Так же как и струну, столб воздуха можно заставить вибрировать целиком, двумя половинами, тремя третями, четырьмя четвертями и т. д., то есть его можно делить на некоторое количество равных, одинаково звучащих частей. Деление столба воздуха на части зависит от интенсивности вдувания. Чем больше напряжены губы, тем более тонкая струя воздуха вдувается в трубку, и тогда на большее количество частей разделится столб воздуха в трубке.
Последовательное деление воздушного столба на части дает ту же самую натуральную скалу, которую мы получаем на струне.
Столб воздуха, звучащий целиком, дает основной тон.
Столб воздуха, разделенный на две половины, дает 2-й натуральный звук (октава от основного тона).
Столб воздуха, разделенный на три трети, дает 3-й натуральный звук (октава+квинта от основного тона).
Столб воздуха, разделенный на четыре четверти, дает 4-й натуральный звук (две октавы от основного тона) и т. д.
Деление столба воздуха более чем на пять частей в деревянных духовых инструментах малоупотребительно.
Переход с одного обертона на другой называется пере дуван и ем и осуществляется изменением напряжения губ. На кларнете, гобое и фаготе существуют специальные «октавные» клапаны, помогающие совершить передувание.
Принцип игры на деревянных духовых инструментах основывается на укорочении звучащего столба воздуха путем открывания отверстий, расположенных вдоль по стволу трубки инструмента на определенных расстояниях друг от друга. Отверстия по своему устройству и назначению делятся на три группы:
1) Основные отверстия, дающие основной диатонический звукоряд инструмента. Отверстия эти закрываются 4, 3, 2-м пальцами правой и левой рук. На инструментах современных конструкций эти отверстия обычно прикрыты кольцами (так называемыми очками), которые чуть приподняты над отверстиями и соединены со специальными корректирующими клапанами инструмента. Очки помогают точнее крыть пальцами звуковые отверстия.

Очки

Все основные отверстия выше извлекаемого тона при основной аппликатуре должны быть закрыты пальцами.
2) Отверстия с клапанами, находящимися в закрытом состоянии открывающимися при нажатии.

закрытый клапан

Эти клапаны дают альтерированные тона, не входящие в состав основного диатонического звукоряда. Берутся они по мере необходимости свободными пальцами. Для того, чтобы можно было извлечь один и тот же звук различными способами, то есть разными пальцами той или другой руки, на инструменте делают несколько клапанов одинакового действия.
3) Отверстия с клапанами, находящимися в открытом состоянии и закрывающимися при нажатии.

Открытый клапан

Эти клапаны называются добавочными, они дают самые низкие звуки инструмента. Их бывает от двух до семи. При нажатии клапана отверстие закрывается, и тем самым удлиняется звучащий столб воздуха. Этими клапанами управляют мизинцы обеих рук (у фаготов — большие пальцы обеих рук).
Как было сказано выше, кроме указанных отверстий, у гобоя, кларнета и фагота имеются так называемые октавные клапаны (у кларнета этот клапан должен был бы называться квинтовым), представляющие собой отверстия весьма малого размера, которые открывают для того, чтобы помочь осуществить пе-редувание. Они находятся со стороны, противоположной основным отверстиям, и клапаны их нажимаются большим пальцем левой руки.
Флейта, гобой и фагот принадлежат к инструментам так называемым «октавирующим», так как они дают все натуральные звуки — как четные, так и нечетные. Употребляются из них, естественно, октавные по отношению к основному тону (то есть 2-й и 4-й), которые берутся на флейте особым положением губ, как было указано выше, а на гобое и фаготе — с помощью октавных клапанов.
Аппликатура для октавного обертона применяется в общем та же, что и для основного тона (с некоторым усложнением на фаготе), только весь звукоряд будет звучать на октаву выше.
Если в октавирующих инструментах процесс деления звучащего тела (столба воздуха) и его укорочение полностью напоминают принцип флажолетов на струне и не нуждаются в особом пояснении, то иначе обстоит дело с инструментами «квинтиру-ющкми» (кларнетом), то есть с инструментами, на которых четные обертоны не возникают, а при передувании звучит сразу 3-й обертон (квинта через октаву от основного тона).
В силу цилиндрического сечения трубки в кларнете устанавливается колебательное движение столба воздуха, подобное закрытым трубам, то есть с разрежением (узлом) у одного конца трубки и сгущением (пучностью) у другого, тогда как во флейте, гобое и фаготе при колебании столба воздуха сгущение (пучность) образуется с обоих концов трубки, а разрежение (узел) —в ее середине. Поэтому звучащий столб воздуха у кларнета путем отражения как бы сложен вдвое по сравнению с флейтой, гобоем и фаготом, то есть он в два раза длиннее трубки инструмента, тогда как у флейты, гобоя и фагота звучащий столб воздуха равен длине инструмента.
Схему делений звучащего столба воздуха в октавирующих и квинтирующих инструментах можно представить следующим образом:

В октавирующих инструментах:

untitled-56

В квинтирующих инструментах:

untitled-65

Как видно из схемы, в трубке квинтирующего инструмента всегда помещается либо 0.5 целого, либо 1.5 трети, либо 2.5 пятых длины воздушного звучащего столба, а так как такая же длина столба отражается обратно, то в целом это дает 1/1 либо 3/3, либо 5/5 длины воздушного столба, то есть последний всегда бывает вдвое больше длины трубки инструмента.

Клюв духового инструмента

Трости язычковых деревянных духовых инструментов изготовляются из специальных сортов камыша и отличаются большой упругостью. Они бывают двух видов: одинарные и двойные.
Одинарная трость (употребляется для кларнета и саксофона) представляет собой лопаточку, закрывающую отверстие в «клюве» инструмента, оставляя в нем лишь узкую щель.
При вдувании воздуха трость, вибрируя с огромной частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в «клюве» инструмента.
Вибрация трости передается столбу воздуха внутри трубки инструмента, который также начинает вибрировать.

Двойная трость

Двойная трость (употребляется для гобоя и фагота) не нуждается в «клюве», так как она сама состоит из двух тонких пластиночек, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими.

Наверх! Запостить!