Оглавление:
- Вступление
- Процесс создания бита
- Квантование бита
- Динамика
- Тюнинг
- Нарезка сэмплов
- Сэмпл
- Подача сэмплов
- Динамическая обработка
- Эффекты
- Создание бита
- Экспорт аудио
Мы наконец-то раскрыли все существенные элементы необходимые вам для того, чтобы приступить к созданию бита.
Первый вопрос, на который необходимо ответить: Что сначала ударные или сэмпл?
Это очень важно, потому что наложением ударных управляете вы. Темп, в котором бит пишется, выбираете тоже вы. Однако при использовании сэмпла, бит должен соответствовать сэмплу по таким параметрам как темп и гармоничное сочетание.
Есть разные пути решения проблем возникающих при написании бита в первую очередь, а затем наложении сэмпла и мы уже обсуждали это ранее, когда одним из вариантов работы было растягивание и сжатие времени лупа.
Но легче все-таки работать, начиная с сэмпла.
Песня
Начнем с двух сэмплов, которые я собираюсь использовать в качестве основы бита.
Послушайте эти два сэмпла, обратив внимание, что они имеют внезапный конец. Причина этому – плохая запись и редактирование, поэтому нам нужно исправить ситуацию. Я собираюсь применить инструмент fade out (затухание концовки) на заключительном отрезке сэмпла.
Добавление fade out придает сэмплу натуральное затухание, что делает его звук более реалистичным и менее «сэмплированным». Но другие сэмплы не требуют применения данного инструмента, так как обычно они имеют цикличность и могут играть по кругу слитно, поэтому при добавлении затухания в конце сделает звук искусственным.
Но в данном случае я не буду зацикливать сэмпл. Вместо этого, я помещу его в секвенсор и буду запускать с помощью клавиатуры.
Вы также заметите, что сэмпл был удобно округлен и усилен так, чтобы оставалось достаточно запаса громкости на случай динамической обработки. Т.к. я играю сэмл на клавиатуре, то у меня нет задержек ни в начале, ни в конце и это основная причина для округления. Я так же избежал процесса нормализации сэмпла, чтобы запас громкости оставался по возможности побольше.
Старайтесь придерживаться этих вещей. Слишком тихий сэмпл во время нормализации добавит шума. А слишком громкий создаст искажения при любых усилениях звуковых составляющих (при компрессии или эквализации). Запомните, что большинство процессов в продакшене не получатся без участия здравого смысла.
Следующий шаг, это наложение простого kick или snare паттерна. Я записал их на разных каналах секвенсора, на тот случай, если мне понадобится обработать только отдельную группу звуков, а не сразу все ударные. Именно такие вещи подразумевает здравый смысл, т.к., например, я могу спокойно применять различную динамическую обработку для каждого звука.
Всегда обозначайте каждую дорожку названиями, чтобы вам не приходилось по сто раз проигрывать свой материал, в поисках нужной дорожки. Я выделил главный паттерн (4 такта) и следующие 4 такта содержат тот же паттерн, но с некоторыми динамическими изменениями, которые я вручную нарисовал, используя функцию редактирования в Cubase (на изображении снизу), таким же образом, как мы раньше меняли velocity определенных нот.
Простой бит будет являться основой песни, и следующая задача – сыграть два приема таким образом, чтобы они начали формировать гармоничную мелодию. Я сыграл их один за другим и убедился, что они не играют до самого конца. Я сделал это, добавив каждый сэмпл в сэмплер Kontakt2 и связав их с клавишами в инструментальном пресете. Играя на этих клавишах, я могу запускать сэмплы в любом порядке и с любой продолжительностью, необходимой мне.
Kontakt hook keyspan
Вот результат – бит ударных и паттерн приемов на колокольчиках.
Мы уже обсуждали пути определения тональности сэмпла и я рассказывал про старые методы обычного подбора звуков на слух, пока не будут определены гармонирующие ноты. Если честно, то я легко узнаю тональность сэмпла на слух, но с опытом и вы сможете достичь такого умения. Поэтому не отчаивайтесь, если это займет время.
Вместо объяснения вам понятия тональности, я предлагаю вам самостоятельно попробовать поработать слухом для себя. Я записал ноты, используя софтовое пианино, к двум сэмплам, используемым нами. Послушайте данные ноты и постарайтесь разобраться подходят ли они к нашим сэмплам.
Имея гармонирующие ноты, ваша задача значительно упрощается, теперь можно создавать свои мелодии. Но не забывайте, что я лишь показал здесь простые ноты, мы не будем углубляться в теорию музыки.
Теперь, имея мелодию на основе двух сэмплов, мы теперь можем начать построение с добавление перкуссии, струнных, больше пианино и т.д. Мы можете творить что угодно, насколько у вас хватит фантазии и слуха.
На этой стадии мы пока не будем применять никаких эффектов и динамических обработок, кроме звука пианино. Причина в том, что вам нужно максимально приблизиться в натуральному звуку, а потом уже руководствуясь целями микса применять обработки. Причина, по которой я сразу накладываю на пианино delay и reverb – это создание презенса и факт, что не тронутый звук пианино будет иметь другие временные характеристики. Другая причина – пианино будет использоваться для создания эффекта.
Piano effects
Обратите внимание, что я сохранил время задержки кратным к bpm трека. Параметр Time равен 360, что равняется темпу 90, умноженному на 4.
Пианино является очень звучным и живым инструментом, поэтому я использовал очень мало ревера на наш звук, но этого достаточно, чтобы пианино звучало очень объемно и отдаленно. Т.к. я собираюсь использовать пианино для создания эффекта, то меня не волнует немного замыленый звук (mush effect), который является синдромом большинства дилетантских техник продакшена.
Эффект замыливания появляется когда использовано слишком много эффекта, окрашивающего звук настолько, что чистота и прозрачность пропадают, звук становится как бы мутным, грязным.
Это кошмар для продюсера, т.к. перебор с эффектом на одном звуке может испортить сразу весь микс. Определенность теряется и звуки начинают сливаться в один набор перемешанных частот. Обычно мы не добавляем эффектов и динамики до самого конца, что бы избежать последующих проблем. Но в нашем случает есть смысл наложить эффекты на пианино. Решение основывается на задумке использовать пианино только в виде особого эффекта и больше ничего.
Но т.к. это пианино будет в виде дополнительного маленького приема, мне нужно определиться, где его размещать. Для этого, следует принять несколько решений.
Первый вопрос, который я задаю сам себе: «будет ли эта песня минималистической или я хочу сделать из неё полновесный эпический шедевр?» Чтобы ответить на данный вопрос, нужно решить, какие дополнительные звуки я буду использовать.
Я уже решил использовать струнные чтобы наполнить задний фон песни, и басс чтобы акцентировать глубину и низы kick-а. Но перед тем, как я приступлю к делу, нужно запомнить, что это хип-хоп бит и в дальнейшем следует добавить перкуссии. Теперь мы можем немного развить бит, сделав его более интересным.
Я добавил разных перкуссионных элементов таких как колокольчик, мягкий hi hat и т.д. Теперь послушайте бит с добавлением перкуссии.
Что сразу можно заметить, звуки распанаромированны. Потому что перкуссия не является стандартным набором ударного комплекта, он помещается в те места, которые дадут вам ощущения наибольшего эффекта.
Важная вещь для ноты – это отклонение. Мы уже обсуждали это ранее. Правило, требующее избегать концентрирования аналогичных частот в одном месте стерео поля. Я осторожно разделил эти частоты, чтобы дать им дыхание и слушатель теперь не будет напрягать свой слух, дабы расслышать звуки. Я так же стараюсь не размещать мощные звуки слишком далеко от центра, так как это не только внесет дисбаланс в микс, но может и создать односторонний фокус звуковой картины.
Hi hat паттерн одновременно прост и эффективен, т.к. он умышленно «опаздывает», что добавляет в общий паттерн ударных небольшую задержку. Именно это определяет «кач» бита; именно время между kick, hi hat и snare заставляет слушателей качать головой в ритм. В последнем такте я ускорил и разнообразил hi hat паттерн так, чтобы бит легко мог вернуться к своему началу. Это сделает повторяющийся паттерн не таким скучным.
Теперь нам нужно подумать насчет частот в этом бите. У нас есть немного низов, созданных kick-ом, много середины и верхов, созданных двумя приемами сэмплов, но нам нужно немного связующего, чтобы собрать эти элементы вместе. Я могу применить струны сейчас или поработать с низами. Сейчас настроение больше подходит для баса … хехе.
Многим нравится использовать бас именно в самых низах и с использованием умной фильтрации, можно поработать с низами, сочетая и бас и kick. Нет строгих правил, как достигнуть этого, но я люблю изобретать, поэтому добавлю другой кик для низов.
Это конечно же не ошеломляющее изобретение. На практике данная техника используется долгие годы. Чтобы достигнуть нужно глубины, не потеряв музыкальности, я использую Waldorf Attack, в котором могу настроить бас-kick в зависимости от моих нужд.
Bp sub kick Waldorf
Изучите изображение, на котором ясно видно как я настроил kick, чтобы он звучал музыкально и затрагивал необходимые нижние частоты. Вот как он звучит в виде одиночного удара:
Теперь послушайте как он звучит в бите:
Пока что мы не начинали обработку звуков, оставим это к концу, когда уже сложится общее ощущение песни. Многие новички любят расширять сначала snare и затем сталкиваться с проблемами, при попытках расширить стерео базу сего микса. Понимание понятий фазы и панорамирования очень вам поможет, перечитайте предыдущий раздел, чтобы усвоить больше информации о задачах аккуратного расширения стерео базы.
Существует много плагинов, выполняющих такие задачи. Я буду использовать Waves S1 Stereo Imager или Harbal. Но я не буду делать выбор, пока не закончу трек и не начну делать необходимые изменения на свой вкус. Однако, если вы чувствуете, что нужно добавить немного широты определенному звуку, например, сейчас это модно делать со snare, тогда попробуйте простую технику: создайте две копии snare трека, затем распанорамируйте какждую копию до упор влево и вправо, оставив оригинальный snare трек в центре. Теперь добавьте очень немного delay к каждой копии и получите неплохое расширение.
Если вы работаете в моно, то одна из копий должна находиться в противофазе. Существует много путей работы с шириной, не приводящих к смещению звуков между колонок, чем многие плагины похвастать не могут. Причина, по которой я опять вернулся к данному предмету в том, что приходится повторять не один раз – оставьте динамическую обработку на конец, это сохранит вам много нервов и поможет создать более чистый и четкий микс.
Отбирайте чистые исходные файлы, создавайте мелодию и бит, и только в самом конце определяйте, что нужно сделать для полировки микса. На данном этапе наша песня начинает превращаться в что-то похожее на песню. Запомните, что секрет хорошего микса- это пространство. Я имею в виду не то пространство, о котором мы говорили, касаясь реверберации и эффекта присутствия, а пространство инструментальное, когда все звуки имеют свои отдельные места в частотном спектре, и единственный случай когда они накладываются и объединяются друг с другом – при необходимости создания толщины и глубины.
Теперь пришло время задействовать струны, упоминавшиеся ранее. Я очень люблю струнные инструменты, т.к. они могут наполнить и придать характер содержимому любой песни. От синтетических до акустических, все струнные добавляют богатство и насыщенность в микс. В нашу песню я хочу добавить небольшую струнную фразу в манере стаккато.
Используя те же ноты, какими я играл на пианино ранее, я теперь могу создать маленькую мелодию из них же, только в другом порядке:
До этого момента мы пока ещё не использовали динамическую обработку, а только отдельный reverb и delay для пианино. Но прослушав 9 тактов песни, вы сразу услышите где находятся эти изменения. Секрет в том, чтобы удержаться от искушения добавить какие-либо глубокие изменения динамики. На данном этапе немного EQ и компрессии можно применить, чтобы обособить kick и sub kick (бас кик), после чего у нас появится больше пространства в низах.
Чем больше вы выстраиваете основу песни, тем лучше понимаете какое начало сделать в песне. Это может быть либо какая-то яркая фраза или легкая вставка в бит. Дело зависит от вкуса и предпочтений, но чем больше основа, с которой вы работаете, тем больше появляется возможных вариантов.
Именно сейчас пришло время добавить пианино в песню:
Я сыграл 2 очень простых приема на пианино, используя гармонирующие ноты, определенные нами ранее. Трюк здесь в том, чтобы просто играть, пока одна из мелодий не зацепит вас. Сначала я наиграл простое развитие, но решил, что надо добавить ещё одно, чтобы сделать песню немного интереснее.
На данной стадии можно сказать, что основа этого короткого бита готова и все что осталось, это придумать вступление, смикшировать звуки и добавить динамику + эффекты.
Первый шаг включает разделение kick-а и sub kick-a, чтобы определить, какой из них будет доминировать. Я выбрал sub kick, т.к. он имеет отличный низ и не несёт резких формулировок.
Работа над sub kick-ом состоит из тюнинга, заточки и затем будем отделять его от kick-а. Однако перед началом вышесказанного, вам следует приглушить все звуки кроме kick и sub kick, что намного облегчит вашу задачу. Рассмотрите на изображении внизу, как я переделал атаку sub kick-а, самыми важными факторами при этом были тюнинг и угасание звука.
Sub kick edit
Особо обратите внимание Osc 1 (осциллятор) и Envelope 2 (огибающая). Я настроил осциллятор на А1 (ля первой октавы), если вы не обратили внимание, это доминирующая нота в песне. Shape (заточка) так же важен как и pitch, т.к. определяет основу и длительность sub kick-а.
Т.к. мы работает в среднем темпе и основной kick средней длинны, мы должны убедиться, что угасание sub kick-а не залазит на атаку следующей играемой ноты. Если это случается, то вы начинаете получать суммирование уровней громкости и ненужные её всплески.
Т.к. kick с самого начала был доминирующим и очень ощутимым звуком, теперь при понижении громкости kick-а и настройки времени атаки sub kick-а , мы можем создать отлично выраженный и глубокий звук:
Чтобы порезать пики sub kick-а я добавил компрессор его канал:
Sub kick compression
Должен признаться, мне очень нравится Sonalksis 315 Stereo Compressor. Он может быть утонченным или чертовски жирным. Посмотрите на настройки, я использовал очень низкий ratio (1.95 : 1). Knee и заточка компрессора так же играют большую роль в том, как он звучит.
Я использую очень легкие настройки, так как мне не нужно достигнуть определенного окраса, а просто подкорректировать пики sub kick-а, чтобы они не приводили к клипированию. Данный пресет я называю как Zukan Compression Dynamic Control. Я всегда сохраняю полезные пресеты, которые пригодятся мне в будущем. Советую и вам выработать в себе такую привычку.
Запомните: на данной стадии не нужно делать никаких серьезных изменений динамики.
Следующий шаг – включить дорожку со snare и проиграть её вместе с kick и sub kick, убедившись что они звучат без конфликтов и создают насыщенный паттерн. Т.к. в бите присутствует немного перкуссии, то следует пока отключить её, чтобы поработать с основой ударных.
Я сделал snare немного полнее, используя copy/pan технику, упоминавшуюся ранее. Это добавило немного ширины, но также приглушило щелчок у snare (clap в данном случае), так как фокус рассеялся из центральных частот. В дополнение, добавляя громкости к snare, я могу балансировать уровни громкости всего бита.
Я не применял пока что EQ и серьезную динамическую обработку к звукам ударных. Я использовал только корректировки уровня громкости и панорамирования. Остановиться на kick и snare будет недостаточным. Теперь нам нужно проиграть отдельно звуки перкуссии с kick-ом, sub kick-ом и snare, чтобы сбалансировать их и разместить в панораме.
Я аккуратно распанормамировал звуки перкуссии, сохраняя равномерное расположение частот для максимальной эффективности и баланса. После панорамирования перкуссии вы обеспечите себе широту в дальнейшем, или её ощущение, без применениях техник расширения стереобазы. Естественно расположенные звуки бита, с правильной панорамой звучат лучше, чем любой алгоритмический процесс, плагинов расширяющих стереобазу.
Я добавил небольшую изюминку, сделав смещающуюся панораму звука ксилофона с лева на право и обратно в центр. Это удерживает внимание слушателя и работу уха/мозга. Hi hats немного отдалены от центра, но не настолько далеко вызывать ощущение смещения. Прошу вас, поверьте мне, не стоит применять к hi hats экстремальное панорамирование, это звучит ужасно.
Я также добавил легкий ревер, для создания ощущения пространства. Если вы считаете необходимым добавить ревер и к другим компонентам перкуссии, то хорошим советом от продюсеров будет использование одного ревера для всех обработок. Это придаст всему биту более натуральный звук в понятии окраски. Разные реверберационные плагины будут окрашивать друг друга, поэтому использование на одном звуке ударных одного ревера, а на другом другого приведет либо к противоречиям в звуке либо к ощущению искусственности, фальшивости.
Я надеюсь, вы теперь поняли, по каким принципам я микширую трек. Я просто нажимаю solo на дорожках сходных граничащих категорий звуков и работаю с ними, пока не достигну нужного эффекта. Я не применяю серьезных динамических обработок и эффектов, т.к. мне нужно слышать все элементы вместе, перед тем как я смогу приступить к глубоким изменениям.
С помощью солирования и группировки сходных элементов вместе, вы можете эффективно построить свой микс, который будет понятен слушателю. Порядок шагов – это дело субьективное, но я обычно начинаю с ударных и баса, затем перехожу на середину, а затем на верхние частоты. Мы уже справились с битом и sub kick-ом (который звучит как басс) и следующим шагом будет работа со следующим конфликтом в частотном плане, который присутствует между двумя приемами колокольчиков, т.к. в них очень сходный частотный состав, особенно в средних частотах.
Я держал колокольчики в миксе достаточно тихо, т.к. знал, что нужно добавить пианино и струнные, частотные диапазоны которых пересекаются. На данной стадии мы слышим, что sub kick слишком громкий. Я бы мог просто сделать громче колокольчики и это выбило бы из баланса sub kick, что не является нормальным способом микширования, т.к. любые усиления громкости съедают остающийся запас усиления для мастеринга и меняются громкость остальных звуков. Усилив громкость приемов колокольчиков, мне бы пришлось так же усиливать громкость перкуссии, т.к. она была бы заглушена из-за наличия общих частот. Таким образом усиления громкости просто бы шли по кругу, в итоге превратив наш микс в звуковой мусор.
Поэтому следующий шаг, отключить все треки кроме приемов колокольчиков, пианино и струнных. Это даст нам возможность спокойно работать, не переживая и не отвлекаясь на происходящее в нижних частотах.
Есть несколько важных вещей при прослушивании солированных звуков. Панорама и уровни громкости четко просматриваются, поэтому на данной стадии можно начинать применять EQ. При работе с миксом есть один очень важный фактор, который отличает несмышленого мальчика, от мужчины профессионала – это панорамирование. Понимание того, почему определенные инструменты сидят в определенном месте стереополя, даст вам отличный старт в нашем деле. Вы часто будете замечать, что большинство пресетов струнных, пианино, синтезаторов и т.д. будут панорамироваться в соответствии с их расположением на сцене, т.е. пианино будет панорамироваться с лева (нижний регистр) на право(верхний регистр), струнные буду панорамироваться в соответствии с их расположением в оркестре.
В нашей песне пианино занимает средний и верхний диапазон, поэтому панорамируем с середины и в право, но колокольчики панорамируем с середины в лево, чтобы сохранить баланс микса. Я бы разместил струнные поближе к центру, чтобы немного наполнить середину, но мне нужно учитывать басс (sub kick) так же затрагивает её. Поэтому мой совет использовать динамическое панорамирование, передвигающее панорамы влево и право, но не перебарщивать, чтобы сохранить натуральный звук. Используя Key Editor в Cubase, я могу нарисовать кривую по параметру Pan:
Strings pan using key editor
Струнные теперь звучат ближе к центру, но в правильном диапазоне. Это избавит нас от дополнительного панорамирования пианино и колокольчиков.
Обычно я использую один пианинный прием, который сидит в верхних октавах и поэтому панорамирован с уклоном вправо. При добавлении второго приема, на несколько октав ниже, звук перемещается по направлению к центру. Оба приема вместе звучат намного динамичнее и интереснее. Это, вместе с динамической панорамой струнных, убирает смещение фокуса, существовавшее ранее.
Панорамирование не только делает микс шире, оно так же позволяет использовать пространство правильно, что является определяющим качеством хорошего микса. Синдром суматохи в миксе настолько распространен, что некоторые люди впустую ходят по кругу, пытаясь заставить звуки звучать так, как будто в миксе есть для них определенный слот.
Громкость отвечает за глубину, панорама за ширину и пространство.
Помните вышесказанное и ваши миксы станут лучше. Это простая логика. Одна частота может конкурировать с другой, но если вы их правильно разделите, то получите чистоту и ясность у обоих. То же касается уровня громкости. Правильное контролирование громкости обеспечивает глубину микса. Наложение звуков на другие звуки, отвечает за глубину, но при этом один фейдер усиливающий сразу все звуки сделает микс плоским и скучным.
Вам не потребуется дорогих плагинов, чтобы достичь глубины и ширины. Вам нужен здравый смысл и базовое понимание частот и правил слуха. Правила слуха подразумевают то, как слушатель ощущает микс. Подражание расположению живого звука на сцене будет хорошим началом для понимания, как располагать инструменты в общей массе (оркестр будет наилучшим примером).
Следующий шаг в процессе нашего микширования, это создание вступления, запись всех миди частей и затем обработка всего микса эффектами и динамикой. Способ достижения того, что мы называем «взрывной трек», который сразу впечатляет слушателя, это использование вступления, которое выливается в трек.
Хорошее вступление может быть основой, которая обманет слушателя и заставит думать, что остальная часть трека так же будет в таком же виде. Хороший пример тут, это использование медленного и обтекающего вступления, которое потом выливается в зажигательный фанк. Другой вариант хорошего вступления предусматривает использование тех же звуков и прогрессий, но при этом вступление медленно перетекает в трек, без создания контраста. Я собираюсь использовать второй метод.
Чтобы не усложнять наши задачи, я не буду добавлять в трек дополнительные звуки. Я сделаю вступление из уже существующих фраз. Прошу вас!! Не забывайте, что данная книга описывает только процесс, но никоим образом не дает никаких четких требований в отношении составляющих песни.
Просто скопировав некоторые из записанных частей, я создал вступление, не добавляя ничего лишнего.
Теперь у нас есть простой трек со вступлением и небольшим количеством обработки. Тут то и начинается настоящее развлечение, которого вы ждали. Чтобы индивидуально обрабатывать трек по частям, я собираюсь экспортировать звуковые файлы из миди каналов.
Я не буду записывать каждую часть и каждый миди канал, это займет много времени и мне это не нужно, хотя люди каждый работает по разному.
[...] Создание бита [...]
[...] Создание бита [...]
[...] Создание бита [...]
[...] Создание бита [...]