Оглавление:
- Вступление
- Процесс создания бита
- Квантование бита
- Динамика
- Тюнинг
- Нарезка сэмплов
- Сэмпл
- Подача сэмплов
- Динамическая обработка
- Эффекты
- Создание бита
- Экспорт аудио
Мы не будем углубляться в эту тему. Я лишь поясню, каким образом определенная динамическая обработка может ухудшить или улучшить ваш микс, и вместе с тем, я развею некоторые мифы и неправильные понятия, и нет лучше предмета, с которого стоит начать, чем компрессия.
Компрессия (Compression)
Работа компрессора очень проста, её можно объяснить словами новичка «это то, что делает тихие звуки громче и громкие звуки тише»
В сущности это и есть то, для чего он предназначен. Его единственной функцией является (или являлось до тех пор, пока люди не начали проявлять креативность в компрессии) контроль динамики таким образом, чтобы сделать пики (высокие значения) и впадины (низкие значения) менее выраженными и придать обрабатываемому аудио плавность. Давайте вкратце рассмотрим различные параметры, которыми можно управлять на большинстве компрессоров.
Ratio (коэффициент)
Это коэффициент изменения входного сигнала по сравнению с сигналом на выходе. Например, значение 2:1 означает, что на входе каждое изменение амплитуды звука в 2 dB, на выходе уменьшается в 2 раза, то есть значение сократится до 1 dB. Soft-knee характеристика компрессии, это низкий ratio для тихого сигнала и большой ratio для громких сигналов. С одними и теми же настройками выходной уровень остается неизменным вне зависимости от увеличения громкости на входе.
Attack (атака)
Означает то, насколько быстро компрессор уменьшает подъем громкости, когда сигнал поступил. Проще говоря, время через которое он включается. Чем больше атака, тем большая часть сигнала пройдет нетронутой, прежде чем компрессор отреагирует.
Release (последействие)
Означает то, как быстро компрессор прекратит свое действие или как быстро уровень звука возвратится в изначальное положение. Короткий release придает “pumping” (качающий) или “breating” (дышащий) звук, что хорошо для последующих резких изменений уровня громкости. Длинное время release звучит более натурально и не вредит звуковым гармоникам.
Gain Reduction (подавление уровня громкости)
Это количество dB, на которое компрессор уменьшает уровень громкости, оно варьируется в зависимости от уровня входного сигнала. Обычно показывается на измерителе.
Side Chain (боковая цепь)
Обычно присутствует на аппаратных компрессорах и используется для подключения эквалайзера или фильтра, или любого другого устройства, в сигнальную дорожку, в независимости от главного входящего сигнала. Таким образом, получается, что компрессор реагирует только на частоты поднятые подключенным устройством, в данном случае эквалайзером. Эквалайзер не имеет никакого эффекта на входящий сигнал, кроме контроля параметров компрессора и контроля добавления к исходному входному сигналу. Экспериментируя, можно создать отличные эффекты.
Output Control or Gain Makeup (Контроль выходного сигнала или контроль громкости)
Из-за того, что мы срезаем пики в сигнале, мы снижаем и общий уровень пиков. Повышение уровня на выходе компенсирует потери громкости. Поднимайте уровень громкости до тех пор, пока уровень компрессированного сигнала не достигнет необходимого значения.
Peak/RMS
RMS означает Root Mean Square (Квадратный корень из квадрата среднего) – это математический термин для метода усреднения уровня комплексной формы сигнала (waveform). Если на компрессоре есть переключатель Peak/RMS, это дает возможность менять то, как компрессор вычисляет уровень входящего звука. Выбор опции зависит от того, какой материал вы подвергаете компрессии.
Изюминка использования RMS в том, что мы, как люди, имеем склонность использовать этот метод при слушании. Наши уши вычисляют среднюю величину входящего звука. RMS работает точно так же. Но, как говорилось, выбор метода зависит от обрабатываемого звука. Для коротких звуков, таких как ударные, метод Peak подходит больше. Используя метод Peak, компрессор работает базируясь на уровень пиков входящего сигнала, не зависимо от того, насколько длинным или коротким является звук. В данном случае, использование быстрого значения атаки и метод Peak предоставит лучший звуковой контроль аудио, чем RMS. RMS очень хорошо работает на длинных, волнообразных звуках, таких как вокал, а Peak лучше использовать с короткими звуками типа перкуссии.
Knee (огибающая)
Knee относится к тому, как компрессор себя ведет, когда уровень входящего сигнала достигает установленного уровня threshold. Hard-knee компрессор мгновенно обрезает уровень сигнала, как только он пересекает порог treshold. Soft-knee компрессор обрабатывает сигнал мягче, постепенно повышая коэффициент компрессии когда сигнал достигает порога treshold. Тут опять аналогичная ситуация с вышеописанным, выбор вида огибающей зависит от обрабатываемого материала.
Теперь давайте бегло рассмотрим виды компрессоров.
Stereo/Dual Channel Compressor (стереокомпрессор/двухканальный компрессор)
При компрессии стереотрека, важно использовать стереокомпрессор или двухканальный компрессор. Двухканальный компрессор имеет переключатель stereo link , который суммирует оба канала вместе и затем использует полученный сигнал для контроля обоих каналов. Таким образом, обрезание уровня громкости будет одновременно применяться на обоих каналах.
Если два канала работают независимо, то компрессор будет звучать как буд-то он передвигается со стороны в сторону, когда уровень громкости будет варьироваться от канал к каналу. При использовании stereo link, каналы компрессора будут реагировать на смесь звука из обоих каналов, поэтому оба канала будут всегда реагировать вместе, независимо от баланса громкости в в них.
Multiband Compressor (многополосный компрессор)
Он разделяет сигнал на несколько полос, которые будут подвергаться компрессии независимо друг от друга. Полезное отличие от обычного компрессора в том, что обычный компрессор обрабатывает весь спектр сигнала, поэтому, когда зафиксирован пик, весь сигнал компрессируется вместе со всеми остальными частотами.
Многополосная компрессия обрабатывает только выбранные частотные полосы, результат получается более плавный и менее грубый. Вместо наличия одного триггера для компрессии всего сигнала, в многополосном компрессоре есть индивидуальные настройки для работы с каждой полосой. На некоторых компрессорах даже есть опция выбора полос, которые вообще остаются нетронутыми.
По сути, многополосный компрессор включает в себя набор фильтров, которые разбивают сигнал на две или больше частотных полос. После этого, каждая частотная полоса проходит через индивидуальный компрессор, после чего сигнал воссоединяется на выходе. Главное преимущество многополосной компрессии в том, что громкая область в одной из частотных полос не повлечет за собой подавление уровня громкости в остальных полосах.
Другая фишка многополосного компрессора в том, что вам предлагаются точки пересечения. Это важно, т.к. вам дается возможность контроля и перемещения частотной полосы. Установка этих точек пересечений является сердцем компрессора, крайне важно обрабатывать именно необходимый спектр частот с необходимыми настройками.
Например, если вы обрабатываете вокал в средних частотах, но расположили нижнюю полосу пересекающую слишком глубоко средний спектр, то компрессия нижних частот также повлияет на средние частоты, в которых находится вокал.
Limiter (Лимитер)
Лимитер сдерживает уровень сигнала в установленных рамках. В то время, как компрессор действует на весь динамический диапазон, лимитер обрабатывает только самые высокие пики. Лимитеры имеют очень быстрое время атаки, высокий ratio и высокий порог treshold. Используя большой ratio и threshold, вы можете сделать из своего компрессора лимитер.
Классическое определение говорит, что лимитер понижает все пики выше установленного уровня, но звуки ниже этого уровня остаются нетронутыми. Легкая компрессия также используется для регулировки вокала. В большинстве случаев, при работе с непрофессиональными певцами, вам придется смириться с тем, что их техника работы с микрофоном очень низкого уровня и обработке будет подлежать широкий динамический диапазон; одни моменты будут спеты слишком громко, другие слишком тихо.
Правильная техника работы с микрофоном подразумевает, что певец отклоняется от микрофона при произношении громких нот и возвращается обратно, исполняя более тихие ноты. Это не всегда удобно и, используя выверенную компрессию, у вас есть возможность контролировать динамику и получать в итоге качественную запись. Если вокал все равно звучит широковато, то немного компрессии можно добавить на стадии сведения, чтобы уменьшить диапазон между пиками и провалами.
Компрессию можно применять к любому звуку. Однако сейчас её не особо использую для выравнивания динамики, большее применение она нашла при максимизации уровня громкости. Мы можем поблагодарить броадкастеров за это и инженеров мастеринга, боящихся потерять работу.
Использования компрессора для придания тональной окраске тоже имеет место быть. Если прогнать аудиофайл через хорошо спроектированный компрессор, то можно получить полезные результаты. Ламповые компрессоры могут придать звуку теплый тональный характер. Хороший плотный компрессор может также придать звуку «presence» (презенс, сделать звук ближе). Использование компрессора для придания теплоты не представляет из себя ничего нового, но результаты дает отличные. Здесь проблем не бывает.
Остановиться я бы хотел на том, что мы называем «square wave»(квадратная волна) компрессия.
Если звук перекомпрессирован, то вместо пиков появляются квадратные волны, т.к. верхняя часть динамического диапазона была полностью убита и для пиков просто нет места.
На изображении снизу показан натурально записанный луп конги.
CONG LP uncompressed
Пики лежат ниже верхнего порога, и наблюдается хорошее динамическое движение внутри лупа. Теперь давайте посмотрим на этот же луп, компрессированный до square wave:
Да, это звучит громче, но динамика отсутствует вовсе. Простая компрессия звука до такого состояния не сделает его более приятным для прослушивания.
Работа уха/мозга заключается в изменениях между громкостями и частотами. Постоянная громкость без динамических колебаний приводит к тому, что слушатель устает. С этим вы можете столкнуться в клубе, когда звучащий трек становится раздражающим и приносит дискомфорт. Причина тому – отсутствие вариаций уровня громкости. Пики и провалы настолько близки друг к другу, что их звук сливается, и мозг не может воспринимать сильные различия между ними.
Популярный трюк, используемый броадкастерами и радиостанциями заключается в компрессии/лимитировании до максимально возможного предела, при этом слушатель, ищущий радиостанцию на приемнике, чаще всего выберет самый громкий сигнал. Таким образом, выигрывается война за слушателей.
В хип-хопе и танцевальной музыке, продюсеры используют компрессию для заточки, выделения и усиления определенных звуков, частью которых неизменно являются ударные. Управляющий kick в Транс музыке играет свою роль благодаря обработке. То же самое можно сказать и про ударные в хип-хопе. Ощущение усиления может быть более удачно достигнуто с использованием подходящих значений компрессора/лимитера, чем при помощи модного сегодня соревнования в квадратных волнах. Я постоянно сталкиваюсь с этим. Лейбл присылает мне коммерческий трек для мастеринга, я делаю его и отсылаю трек обратно, и очень часто мне перезванивают с вопросом – а есть ли возможность сделать трек по-громче?
Жаль, но это эпидемия недостатка таланта и знания технологий звука.
В дополнение, попадаются новички, которые ставят компрессор на каждый канал своего DAW и все равно используют master buss compressor (компрессия на главном выходе). Это не поддается логическому объяснению. Компрессия каждого звука и затем повторная компрессия всего микса ведет тому, что жизнь в нем уничтожается полностью. Это верный способ избавить трек от возможной популярности. Только клубным диджеям подходит использование квадратных волн, т.к. свои треки они делают очень быстро. Хороший мастеринг конечно же требует много времени, но качество звука оправдывает все затраты.
Запомните следующее во время сведения. Смысл использования компрессора в хип-хопе и танцевальной музыке – это использование потенциала динамической обработки компрессора, но никак не фактора лимитирования. Вы можете подчеркнуть определенные частоты при правильном использовании treshold, atack, release и ratio. Это также изменит тональные характеристики звука. Использование компрессора/лимитера просто для увеличения громкости – это в лучшем случае непрофессионально, а в худшем разрушительно для звука.
Друга проблема с перекомпрессированными звуками – это редактирование. Файл обработанный до состояния квадратной волны не может использоваться повторно, т.к. очень трудно редактировать в нем пики и провалы. Это также ограничивает любую динамическую обработку, при которой произойдет деградация звука.
Как вы считаете, почему любой инженер мастеринга посоветует вам оставлять пространство до максимального уровня громкости? Вы думаете здесь есть фантастическая причина? Или вы все-таки считаете, что это как-то касается того, что при последующей динамической обработке данное пространство будет использоваться компрессором или эквалайзером? Вам решать, какой ответ правильный.
Теперь давайте посмотрим, как управлять динамикой звука и переделывать её полностью используя лишь компрессию . Изображение снизу показывает луп ударных без применения компрессии.
Я использую Timeworks Compressor для настройки атаки в лупе.
Данный компрессор один из самых простых и поэтому подходящий для наших опытов. Посмотрите на использованные параметры компрессора, и вы сразу поймете, что происходит с обрабатываемым материалом.
Поставив treshold немного выше среднего уровня лупа, я могу изолировать резкие пики, в данном случае kick drum, и затем обработать именно их. Я использовал подходящую быструю атаку, короткое последействие и очень высокий коэффициент.
Теперь в лупе четче выделяется kick, а остальные звуки остаются нетронутыми. Я конечно же немного поднял уровень громкости основы лупа, но только для акцентирования kick-а.
Но это ещё не все. Вы можете делать много вещей с аудио файлом как только поймете основные принципы компрессии и используемых параметров. Теперь я собираюсь убить основание лупа почти полностью и оставить только акцентированный kick при помощи компрессора. Компрессор Waves C1 хороший компрессор с подходящими алгоритмами. Мне нравится данный компрессор, потому что он очень прозрачный и не придает обрабатываемому аудио «свой оттенок».
Я оставлю для вас возможность самостоятельно разобраться, какие параметры я использовал, чтобы изолировать главный kick, за счет значений treshold, atack и release. НО! Используйте компрессию, только если видите в этом необходимость, а не потому, что какой-то идиот посоветовал вешать компрессор на каждый канал.
Параллельная компрессия (Parallel Compression)
Так же известная как компрессия по нью-йоркски. Мне нравится этот прием, мы рассмотрим его пример позже на стадии микширования.
Процесс очень прост и представляет собой использование двух каналов, на одном добавлен компрессор с установкой 100% wet (стопроцентный эффект), а на другом канале идет тот же звуковой сигнал, но без какой либо компрессии. В сущности, вы делаете две копии аудио, одну из них плотно обрабатываете компрессором, другую не трогаете и затем сводите одно с другим.
Лучше всего использовать bus out (выходной канал) или aux (вспомогательный канал посыла) на канале, чтобы послать аудио в компрессор и затем направить сигнал на выходе из него в другой канал. Однако, использование техники копирования (создание дубля канала, его обработка и последующее сведение с оригиналом) так же приемлемо. И ни в коем случае не путайте данный вид компрессии с sidechain-техникой.
Прелесть использования параллельной компрессии вместо простой компрессии заключается в том, что вы получаете больше динамического контроля над «wet» и «dry» сигналами. Dry сигнал сохраняет динамику нетронутого аудио, а компрессированный сигнал придает оттенок и основу. При их сведении существует бесконечное множество вариантов изменения динамики.
Equalisation (EQ) (Эквализация)
Рассмотрим этот раздел бегло, т.к. я уже уделил достаточно внимания ему в других книгах. Что такое эквализация?
Когда упоминается этот термин, люди чаще всего представляют себе кнопочки на их hi-fi системах. Знания этого достаточно, чтобы начать. Факт того, что звук можно сделать теплее или ударнее сразу дает вам представление о том, что такое EQ. Вы знаете, что если крутить ручку «treble» в hi-fi магнитофонах, то звук становится ярче, или же мутнеет и становится более рыхлым или мягким.
Вы усиливаете предопределенные частоты, поворачивая ручку вверх, и обрезаете их, поворачивая ручку вниз.
Проще говоря, эквализация – это процесс усиления или подавления определенных частот. Действие, при котором вы хотите добавить EQ, зависит от типа эквалайзера и от его параметров. Если вы посмотрите на частотную составляющую аудио файла, то увидите множество активных частот на всей протяженности спектра.
Если вам нужно быть педантичным и аккуратным, то можно сделать, чтобы каждая частота имела свою собственную управляемую полосу. То же самое относится и к составляющим EQ. Чем больше частотных полос (band) у вас есть, тем больше возможности контроля.
Разбитие сегмента аудио на несколько полос, позволяет независимо контролировать каждую группу частот, что удобнее применения старомодного эквалайзера с тремя управляемыми полосами – бас, середина и верх. Сейчас мы имеем мультиполосные эквалайзеры, которыми можно настраивать параметры большого количества полос независимо друг от друга или одновременно.
EQ может использоваться как при корректировки звука, так и при выполнении творческих задач. Существует очень немного инструментов, дающий настолько детальный контроль при управлении частотным спектром.
Существуют разные типы EQ, которые облегчают выполнение различных задач. Как и в случае с компрессией, многие новички тыкают EQ на каждый канал своего секвенсора. Это просто самоубийство. Смысл конструирования звуковой палитры для композиционных целей заключается в том, чтобы максимально приблизить изначальный звук аудио материала к желаемому.
Нет смысла использовать акустический бас и пытаться с помощью эквалайзера сделать из него пульсирующий басс (saw bass), если это главная фишка вашего трека. Чем больше динамической обработки, тем она более разрушительна и требовательная к ресурсам компьютера.
Лучший совет по использованию EQ, это использовать исходные файлы максимально близкие по желаемым значениям к тому звуку, который вы хотите сделать, и затем, добавив немного EQ получить то, что нужно.
Запомните, если вы усиливаете уровень определенных частот, то это съедает пространство, оставленное для работы с громкостью при мастеринге.
Часто встречающая ошибка – это усиление частоты, чтобы она четко прорезалась сквозь микс, и затем подъем уровня другой частоты, чтобы не нарушать баланс, а затем … понимаете к чему я веду? При подавлении частот, вы услышите изменения в более плавной манере, т.к. мозгу не придется воспринимать усиление громкости определенных частот и затем заново переоценивать состояние остального спектра сигнала вокруг них.
Так же важно следить за частотой дискретизации и глубиной звука в единой связке с EQ и динамической обработкой. Более высокие значения позволяют алгоритмы EQ и динамических процессоров работать более аккуратно, а в отношении EQ, звук более похож на аналоговый. Лично мне нравится работать со значениями 24/96 (как уже упоминалось), а затем при экспорте понижать до 16/44.1 .
И теперь извечный вопрос, что лучше: сначала EQ, а затем компрессия или наоборот?
Все зависит от вкуса и от того, что вы хотите сделать. Если вы накладываете EQ после компрессии, то вы эквализируете сжатый файл и это очень удобно при необходимости незначительных изменений определенных частот. Добавление компрессии после EQ означает, что вы акцентируете или сглаживаете эквализированные частоты.
Иногда лучше одно, иногда лучше другое.
Когда-то было время существования жестких правил насчет последовательности процессов обработки, но с развитием технологий до невероятности, мы уже никак не ограничены.
Экспериментируйте, но позвольте вашим ушам решать когда дело доходит до компрессии, и не чувствуйте себя одним из многих, если решите оставить свой материал без обработки. Черт побери! Именно это может сделать вас уникальным.
[...] Динамическая обработка [...]
[...] Динамическая обработка [...]
[...] Динамическая обработка [...]