Запись речи
Запись речи можно подразделить на следующие виды:
- запись сценической речи актера для звукового оформления спектакля. Это может быть запись как отдельной фразы, так и довольно длинного монолога или диалога. Такая запись может проводиться с наложением на музыку или шумы;
- запись одного актера или группы актеров при репетиционной работе над пьесой;
- запись выступлений, бесед мастеров театра (актеров, режиссеров и др.);
- запись всего спектакля;
- запись собраний, митингов, встреч и т. д., проводимых в театре.
Все перечисленные виды записи речи отличаются как техническими, так и художественными особенностями. Наиболее сложный вид записи — это запись сценической речи для звукового оформления спектакля.
Основные особенности сценической речи
Голос человека — сложное явление, в процессе, разговора голос меняет высоту, может звучать громче или тише, кроме того, голос каждого человека отличается особым, присущим только ему качеством — тембром, или, как иногда говорят, «окраской» звука.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, причем возможности голосового аппарата в отношении высоты издаваемых звуков сравнительно велики.
Мужчины, как правило, говорят в пределах большой и малой октав, на частотах 85—200 Гц, а женщины — в малой и первой октавах, на частотах 160—340 Гц. Сценическая речь по частотному диапазону значительно шире, чем бытовая, ее диапазон может достигать соответственно 85—340 Гц и 160—550 Гц.
Как известно, каждый речевой сигнал состоит из основной частоты и ее гармоник или обертонов, которые и определяют тембр голоса. Чтобы передать характерные особенности тембра, необходимо записывать и воспроизводить частотный диапазон значительно шире, чем было сказано.
При художественной Записи речи как микрофон, так и другие элементы канала звукопередачи должны пропускать частотный диапазон в пределах 80—8000 Гц. При таком частотном диапазоне сохраняется четкость текста и естественность звучания голоса актера.
Когда человек говорит, звуковая энергия его распределяется неравномерно по частотному диапазону, отдельные гармоники могут быть меньшей или большей амплитуды основного тона. Гармоники, имеющие наибольшую амплитуду, называются формантами речи.
При художественной речи значительно повышается удельный вес высоких частот — от 500 до 4000 Гц. Неискаженное воспроизведение этих частот, особенно на участке, соответствующем максимальной чувствительности слуха (2000—3000 Гц), придает речи разборчивость. Если же искусственно усиливать эту область частот, то голосу, даже не очень красивому, можно придать приятный звенящий оттенок. Наоборот, если какой-то элемент канала записи «заваливает» эти частоты, то звонкость голоса пропадает и разборчивость речи ухудшается.
При художественном чтении максимальный динамический диапазон передачи составляет 40—50 дБ. Динамический диапазон речи диктора значительно уже, он равен 15—20 дБ.
При записи речи особенно важна ее разборчивость. Если речь будет невнятной, содержание текста останется зрителю неясным, непонятным, и тем самым режиссерский замысел сцены в какой-то своей части не будет решен.
Разборчивость, внятность речи зависит не только от технических условий записи, но и от дикции исполнителя. Если исполнитель не обладает правильной дикцией, голос в микрофоне часто искажается, речь становится невнятной. Под дикцией подразумевают не только разборчивость, но и некоторые элементы художественной речи, в частности дикция во многом зависит от артикуляции. Под артикуляцией понимают сам физиологический процесс произношения, то есть деятельность языка, губ, резонаторов и т. д.
Практика показывает, что лучшие мастера художественного слова, обладающие отличной дикцией, всегда несколько подчеркнуто артикулируют.
Кроме четкости речи и правильной дикции артикуляция придает речи особую художественную выразительность. Однако чрезмерная артикуляция может сделать голос жестким, а речь — вычурной, неприятно аффектированной.
Чтобы записать правильно с художественной точки зрения хотя бы несколько фраз, к микрофону нельзя подойти экспромтом, актер должен владеть определенным исполнительским мастерством. Ему надо уметь сосредоточить все свое внимание на тексте, который он читает, но при этой максимальной сосредоточенности речь его должна быть простой и естественной. Станиславский говорил: «Художественная, именно художественная простота является результатом высокого мастерства, артистического вкуса и сложнейшей техники». Эти слова сказаны об искусстве актера-чтеца, но они полностью относятся и к мастерству актера, выступающего перед микрофоном.
Актер, плохо владеющий голосом, с неотработанной дикцией чувствует себя у микрофона скованно. Если актер не привык к особенностям микрофонной записи, «боится» микрофона, то надеяться на хорошую запись не приходится.
Дело в том, что на сцене актер может и не видеть зал, но, не видя отдельных лиц, он слышит «дыхание» зрительного зала. Это общение для него не только привычно, но и крайне необходимо, а с микрофоном он «один на один». В таких случаях нужно дать возможность актеру «привыкнуть» к микрофону, посоветовать представить себе привычную обстановку спектакля, воображаемого партнера и т. д. Другими словами, необходимо, чтобы актер нашел верное самочувствие и перед микрофоном.
Вместе с тем для актера, выступающего перед микрофоном, существенно и умение владеть своим дыханием. Мастерство дыхания позволяет придать записи текста большую гибкость и ритм, соответствующие и необходимые для каждого сценического сюжета. Только будучи полным хозяином своего дыхания, актер сможет добиться устранения таких обычных дефектов речи, как пропадающие концы фраз или преувеличенное подчеркивание окончаний.
Изменение высоты .основного тона голоса в процессе записи определяет интонацию речи. Интонация уточняет смысл, ставит акцент на нужном слове и, что особенно важно при записи, именно через интонацию исполнитель может передать характер, темперамент своего действующего лица, его чувства и даже малейшие оттенки душевных переживаний.
При записи художественной речи важны также интервалы между словами и группами слов. Отсутствие или неверная расстановка пауз могут привести к искажению смысла текста.
Звукорежиссер должен обращать внимание на речевые недостатки исполнителя. У некоторых «о» звучит как «ы» или как «у» — «Мысква», «кыторый», «хорошуй». Другие произносят «е» как «и» — «идинство», «идийный» и т. д.
Перед микрофоном актер не должен повышать голос без особой необходимости. Громкость голоса должна зависеть от того эффекта, который желательно получить по замыслу записи. Во всех случаях рекомендуется избегать чрезвычайного .снижения громкости, так как при этом изменяется тембр голоса, и при воспроизведении он будет казаться неестественно низким и тяжелым. Кроме того, при малой громкости голоса в фонограмме могут прослушиваться посторонние шумы. Поэтому во время записи для получения нужных нюансов следует пользоваться главным образом оттенками голоса, а не изменением его громкости.
Размещение исполнителей перед микрофоном
При записи художественной речи выбор того или иного типа микрофона зависит от:
- акустических условий записи,
- характерных особенностей голоса исполнителя,
- художественного замысла использования речевой фонограммы в сценическом действии.
Важно не только выбрать нужный тип микрофона, но и правильно разместить исполнителя перед ним при записи.
Существует несколько общих правил размещения исполнителя перед микрофоном, которыми можно воспользоваться с учетом конкретных задач и условий записи.
При записи одного исполнителя обычно используют однонаправленный микрофон. Его размещают на расстоянии 50—70 см от исполнителя. В зависимости от положения исполнителя, сидит он или стоит, микрофон устанавливают на столе или на высокой стойке, но так, чтобы он был на уровне лица актера.
При более близком размещении актера у микрофона (крупный и очень крупный план) выявляются малейшие оттенки голоса, подчеркиваются все нюансы и дефекты речи, начинает прослушиваться шум дыхания и шипение глухих согласных. К тому же микрофоны, имеющие характеристику в виде «восьмерки», при близком размещении от исполнителя сильно подчеркивают низкие частоты, в результате искажается тембр голоса и запись начинает «бубнить». Поэтому микрофоны этого типа рекомендуется размещать не ближе, чем в 80—100 см от исполнителя.
Указанные дефекты можно сделать менее заметными, если актер слегка повернет голову в сторону от оси максимальной чувствительности микрофона, однако при этом может измениться и звуковой план.
Следует еще раз напомнить, что выбор расстояния между исполнителем и микрофоном для получения нужного звукового плана зависит от типа микрофона.
Для записи диалога наиболее удобен микрофон с характеристикой направленности в виде «восьмерки». Исполнители располагаются по обе стороны от микрофона по оси его максимальной чувствительности, причем относительное расстояние каждого говорящего от микрофона должно быть обратно пропорционально силе его голоса.
При записи диалога однонаправленным микрофоном собеседников следует разместить рядом в зоне угла, перекрываемого диаграммой направленности. Если голоса исполнителей сильно отличаются по громкости, то микрофон следует развернуть так, чтобы человек, имеющий более сильный голос, оказался бы на периферии угла охвата диаграммой направленности. Но при этом следует учесть, что если помещение обладает сравнительно большой реверберацией, этот метод приводит к разноплановости в звучании голосов актеров. В этом случае следует попробовать поместить говорящих лицом к лицу, достаточно близко от микрофона и сбоку по отношению к его оси минимальной чувствительности. Нужное соотношение громкости голосов можно получить, экспериментально изменяя местоположение актеров относительно микрофона.
Если необходимо получить в фонограмме эффект шепота, то при записи разговора шепотом звук получается неестественным, а шипящие звуки оказываются особо подчеркнутыми. Правда, иногда это бывает сценически оправданно, особенно если смысл этого шепота должен быть зловещим или драматическим. При записи шепота исполнитель располагается на расстоянии 10—15 см от микрофона, микрофон поворачивают боком к лицу исполнителя так, чтобы поток воздуха от дыхания не попадал прямо на диафрагму.
Для создания иллюзии приближения или удаления говорящего можно использовать микшер — постепенно вводя его или выводя в процессе записи. Конечно, все это дает весьма приблизительную иллюзию, но в отдельных случаях простота способа позволяет воспользоваться именно им.
Если на сцене нужно показать, что звучащая речь раздается с большого расстояния, то при записи исполнителя помещают в удаленном плане и с помощью частотной коррекции несколько «заваливают» низкие частоты.
Обычный дефект голоса при записи — резкое подчеркивание свистящих и шипящих звуков: с, з, х, т, ц. Это бывает в том случае, если канал записи имеет звенья с резонансом на частотах между 2000 и 6000 Гц. Для устранения этого дефекта следует попробовать поворачивать микрофон по отношению к исполнителю под разными углами до тех пор, пока эта особенность речи не перестанет быть заметной. Иногда нужно попросить исполнителя произносить эти звуки более мягко и плавно.
Если голос при записи получается приглушенным и недостаточно чистым, можно попробовать установить микрофон непосредственно перед выступающим или использовать частотную коррекцию — «заваливая» низкие и «поднимая» высокие частоты. Однако для передачи натурального тембра (особенно мужского голоса) требуется передать все низкие частоты, а это нередко ведет к снижению четкости речи. В этом случае с помощью частотной коррекции необходимо попытаться найти удачный компромисс между получением хорошей разборчивости и сохранением тембра.
Если при записи голос получается отрывистым или гнусавым, следует попробовать сменить тип микрофона.
Манера поведения исполнителя у микрофона также отражается на записи. К примеру, нельзя правдиво выразить в словах и интонациях торжественное и праздничное настроение, заключенное в тексте, читая его, облокотясь на стол, расслабив мышцы, подперев голову руками.
У микрофона исполнитель должен держаться свободно, но быть внутренне собранным и сосредоточенным.
При чтении актер нередко, для того чтобы эмоциональнее передать текст, жестикулирует, откидывает голову, поворачивает корпус в сторону от микрофона и даже перемещается по студии. При этом, естественно, может сильно меняться звуковой план. При репетиционном прослушивании необходимо найти оптимальное положение микрофона, исключающее резкую смену звуковых планов, или же попробовать установить два микрофона, перекрывающие своими характеристиками направленности зону перемещения исполнителя. В некоторых случаях желательно порекомендовать исполнителю не злоупотреблять жестами — это не только позволит сохранить необходимый звуковой план, но, сдерживая жестикуляцию, актер невольно переключит энергию жеста только на интонацию, и она станет от этого ярче и доходчивее.
Если записывается длинный текст, нужно следить, чтобы исполнитель во время записи не помахивал мерно рукой в такт собственному чтению,— речь становится ритмически однообразной, механической. Конечно, эти рекомендации не исчерпывающи, звукорежиссер должен, исходя из конкретных условий записи, выбрать лучший для данного случая микрофон, так поместить исполнителя у микрофона, чтобы обстановка максимально работала на запись.
Технология записи
Чтобы быстро и четко провести запись и облегчить исполнителю работу над текстом, желательно текст, даже если он состоит из нескольких фраз, напечатать на пишущей машинке (через три интервала). Печатать текст следует с абзацами, помещая в каждый абзац законченную мысль. Желательно, чтобы фразы в тексте были по возможности короткими и простыми по конструкции. Если есть сомнения в том, на какой слог падает в слове ударение,, нужно справиться со словарем и в тексте пометить ударный звук. Это поможет исполнителю избежать путаницы, оговорок в произношении.
Чтобы устранить шероховатости в речи и найти правильный интонационный строй каждой фразы, исполнителю предлагаются пробные читки текста перед микрофоном. Прослушивание разучиваемого текста звукорежиссер проводит обязательно через электроакустический тракт. Он следит за четкостью речи исполнителя, указывает ему на неправильное или невнятное произношение многосложных слов и неударных частей фразы.
После репетиционной работы у микрофона, при которой звукорежиссер устанавливает соответствующий уровень записи и частотную коррекцию, начинают запись первого варианта. Во время записи звукорежиссер отмечает в литературном тексте все замеченные дефекты. Сюда относятся интонационные или дикционные недостатки, искажения, шумы и случайные помехи.
В случае оговорки звукорежиссер должен порекомендовать актеру не терять самообладания и не прекращать запись. Лучше сделать паузу в две-три секунды и произнести всю предыдущую фразу сначала. Впоследствии фразу, содержащую ошибку, легко вырезать благодаря сделанной паузе. Попытка вырезать только одно неправильно произнесенное слово связана всегда с опасностью не обеспечить четкое разделение между словами. Кроме того, звучание отдельно повторенного слова может интонационно не совпасть со звучанием предыдущих слов, в результате место монтажа будет отличаться на слух.
Нецелесообразно в случае оговорки перематывать ленту назад и начинать запись точно с «искаженного» места. Помимо того, что такая точность трудно достижима, неизбежно еще появление щелчка в записи.
Если текст читается, нужно следить, чтобы листы бумаги не заслоняли микрофон от чтеца и их шуршание не прослушивалось.
Первая запись прослушивается звукорежиссером вместе с исполнителем и режиссером. При неудовлетворительной первой записи делают второй и, если нужно, третий варианты.
Если оценка исполнения и записи удачна, последний вариант принимается за основу и при необходимости к нему делают лишь «дописки». Главным образом это касается отдельных, труднопроизносимых фраз.
Исполнитель при идеальной точности фразировки старается передать верный смысл куска текста, что обычно редко получается при разовом исполнении.
Если текст записывается по частям, то, чтобы обеспечить нужный интонационный строй речи и тем самым скрыть разновременность записи, ее начинают не с начала нужной фразы, а за две-три фразы до нее, и заканчивают на одну-две фразы позже. Затем необходимую часть текста вырезают и монтируют в отобранный вариант, взамен неудачной.
Спокойную речь рекомендуется записывать с уровнем 80% от максимально допустимого, эмоциональную, насыщенную большими перепадами по громкости и высоте звука — с уровнем 50—60%. Однако следует помнить, что при записи с микрофона, расположенного близко к исполнителю, (крупный план), создается впечатление достаточной громкости даже при малых показаниях индикатора уровня. Наоборот, при записи высоких голосов или при расположении микрофона в удаленном плане индикатор может показывать максимальный уровень при средней громкости.
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.