Музыкальные инструменты перед микрофоном
Основные акустические свойства музыкальных инструментов
Звукорежиссеру нередко приходится записывать произведения, исполняемые на рояле, гитаре, аккордеоне, баяне, скрипке, сигналы трубы, отдельные удары барабанов, литавр, тарелок, звучание колоколов и пр.
Проводя такую запись, надо знать индивидуальные особенности звучания каждого из инструментов и уметь разместить их перед микрофоном.
Частотные диапазоны звучания некоторых музыкальных инструментов:
Основные физические и акустические свойства музыкальных инструментов обуславливаются их конструкцией, материалом, из которого они сделаны, а также способом извлечения звука.
Традиционные музыкальные инструменты в акустическом отно¬шении представляют собой механизмы или специальные приспособления разной величины и конструкции. Они предназначены для возбуждения звуковых колебаний разных твердых тел или воздушной среды (стальные и жильные струны, металлические тарелки, треугольники, деревянные бруски, кожа, воздушные столбы).
Одна из важнейших характеристик любого музыкального инструмента — частотный диапазон звучания.
Диапазоны звучания основных музыкальных инструментов приведены выше.
Кроме основных частот каждый инструмент характеризуется дополнительными высокочастотными составляющими — обертонами (или, как принято говорить в электроакустике, высшими гармони¬ками), определяющими его специфический тембр.
За основной тон — стандарт частоты музыкального частотного диапазона — принят звук «ля» первой октавы, частота которого точно равна 440 Гц. На основании этого стандарта построена таблица частот основных музыкальных звуков.
Как известно, высота звука зависит от частоты колебаний тела. Для струнных инструментов на этом основании можно сделать ряд выводов: чем короче струна, чем она тоньше, чем более натянута, чем меньше плотность материала, из которого она сделана, — тем чаще колеблется и, следовательно, выше звучит. Для духовых инструментов это определение так же справедливо. Чем меньше размер инструмента, тем меньше объем воздуха, заключенного в его корпусе, и тем, следовательно, выше его диапазон, и наоборот.
В исполнительской практике, например, при игре на струнно-смычковых инструментах (а также на гитаре, балалайке, мандолине и пр.) высота звука каждой струны меняется, если прижать ее пальцем к тому или иному участку грифа. Соответственно укорачивается ее звучащая часть, а значит, повышается звук. Также и при игре на духовых инструментах — изменение высоты звуков достигается удлинением или укорочением приведенного в колебание воздушного столба, наполняющего корпус. Например, удлинение воздушного столба на тромбоне получается при раздвигании его подвижной кулисы, а на трубе, валторне и других духовых инструментах — при помощи вентилей или пистонов, которые вводят в действие дополнительные трубки, понижая тем самым звук.
Укорочение воздушного столба (повышение высоты звука) на деревянных духовых инструментах достигается открытием соответствующих дырочек, высверленных в корпусе. Чем напряженнее вдувание, тем мельче дробится столб воздуха и, стало быть, выше образуемый звук. И наоборот. Наряду с колебанием всего звучащего тела и, стало быть, воздушного столба происходит еще и колебание его половины, трети, четверти и т. д., а значит, к основному тону прибавляются обертоны. Звук музыкальных инструментов всегда гармонический, то есть все обертоны (гармоники), входящие в состав звука, имеют частоты, кратные основной частоте.
Характернейшее свойство музыкальных инструментов — их тембр — как на протяжении всего диапазона, так и в отдельных регистрах зависит от наличия и силы звучания отдельных обертонов. Большинство инструментов характеризуются усилением обертонов в определенных (одной или нескольких) относительно узких полосах частот (формантах), различных для каждого инструмента. Гобой, например, отличается наличием форманты в области около 1000 Гц, фагот—.около 500 Гц и т. д. Чём звук богаче обертонами (особенно нижними), тем полнее, сочнее и выразительнее его тембр, и наоборот — чем звук беднее, тем суше и тусклее его тембр. В свою очередь количество и степень силы звучания обертонов зависят от размера и материала звучащего тела или объема и формы звучащего воздушного столба, от способа исполнения, от технического состояния инструмента.
Так, например, длинные струны и большие воздушные столбы богаче обертонами, чем короткие, игра смычком вызывает больше обертонов, чем игра щипком. Технически несовершенные инструменты беднее обертонами, чем те же инструменты высокого качества и т. п. Обертоны значительно расширяют частотный диапазон музыкальных инструментов, поэтому для записи инструментальной музыки требуется достаточно чувствительный микрофон с широкой полосой пропускаемых частот и с малой неравномерностью его частотной характеристики.
Другое характерное свойство музыкальных инструментов — сила их звука— обуславливается большей или меньшей амплитудой (размахом) их звучащего тела или воздушного столба. Большей амплитуде соответствует более сильное звучание, и наоборот. В свою очередь величина амплитуды определяется главным образом способом исполнения, а также степенью активности (отзывчивости) резонаторов — приспособлений, усиливающих звучность инструментов (кузов у струнно-смычковых и щипковых, дека у рояля, котел у литавр, раструб у медных духовых, гобоев, кларнетов, саксофонов и др.). Отношение мощности звука при исполнении фортиссимо к мощности звука при исполнении пианиссимо принято называть динамическим диапазоном звучания музыкального инструмента. Динамический диапазон большинства инструментов не превышает 30—40 дБ. Надо добавить, что звучность отдельных инструментов и оркестра в целом (как и голосов) существенно зависит также от акустических свойств помещения.
Все музыкальные инструменты можно свести по родственным признакам и назначению их в оркестровых ансамблях в следующие группы: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные, струнно-щипковые (народные). Кроме этих групп есть еще ряд музыкальных инструментов, стоящих как бы особняком и отличающихся от остальных инструментов как по конструкции, так и по способу звукоизвлечения. К таким инструментам относятся рояль, арфа, орган и др.
Инструменты струнно-смычковой группы
В состав этой группы входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. По конструкции каждый струнно-смычковый инструмент представляет собой определенной величины деревянный корпус с прикрепленной к нему рукояткой, состоящей из головки с колками для натяжения струн и шейки с наклеенным на нее грифом, вдоль которого натянуты четыре струны.
В отличие от струнно-щипковых народных инструментов (гитар, мандолин, балалаек, домр) грифы скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов не имеют ладов и отметок. Определение места нажима струн — дело навыка и привычки, мускульного чувства исполнителя, контролируемого слухом.
Необходимая принадлежность каждого струнно-смычкового инструмента — смычок представляет собой слегка изогнутую древесную трость с натянутым вдоль нее' пучком конских волос в виде плоской ленты, натираемой перед игрой канифолью (для лучшего сцепления со струнами) .
Для искусственного изменения звучности струнно-смычковых инструментов применяют сурдины — небольшие деревянные или костяные гребешки, надеваемые на подставку для струн и заглушающие резонанс инструмента.
Скрипка — самый маленький по размеру инструмент струнно-смычковой группы. Корпус скрипки, как и других инструментов этой группы, состоит из двух дек — верхней и нижней. В верхней деке прорезаны два звуковых отверстия, называемых «эфами» (из-за их сходства с буквой f). Большая часть звуковой энергии, в особенности высоких звуков (тех, что передают остроту и четкость звучания), излучается с передней стороны скрипки. Поэтому при записи эфы скрипки следует направлять на микрофон.
Частотная характеристика инструмента неравномерна и имеет резонансы на отдельных частотах. Если в канале звукозаписи имеются свои резонансы на частотах, близких к резонансным частотам скрипки, то в этом случае тембр инструмента будет искажен. Он становится назойливым, острым, резким. Впечатление объемности теряется и звучание становится «плоским».
При сольном исполнении на скрипке, определяя местоположение микрофона (особенно при записи в сравнительно большом помещении), необходимо найти компромисс между реверберацией и хорошей четкостью звучания инструмента. В общем случае микрофон располагают на стойке справа от исполнителя и немного выше инструмента, на расстоянии 0,5 — 1 м от него. При записи крупным планом желательно, чтобы исполнитель во время игры по возможности не меняя своего положения относительно микрофона, иначе могут происходить заметные изменения уровня записи.
Альт несколько больше скрипки и поэтому частотный диапазон инструмента несколько смещен в сторону низких. Правильно разместить его у микрофона сравнительно легко, так как направленность звукового излучения этого инструмента менее четко выражена по сравнению со скрипкой. Тембр альта схож с женским голосом контральто — мягкий, грудной, выразительный, особенно в нижнем регистре. При записи желательно подчеркнуть именно эту особенность звучания.
Виолончель в два раза больше скрипки. Звук виолончели значительно ниже альтового, а тембр ее ярок, красочен и глубок. В нижнюю часть корпуса виолончели вставляется шпиц, служащий опорой при игре. Резонансный корпус виолончели расположен сравнительно ниже, чем у скрипки и альта, поэтому при записи инструмент стараются разместить так, чтобы он не был замаскирован другими инструментами, расположенными впереди.
Во многих случаях, особенно если виолончель солирует, следует поднять ее на небольшую подставку, которая одновременно может быть и резонатором, способствующим яркости звучания — густого, сочного и певучего. Оно напоминает низкий человеческий голос, больше всего баритон. Некоторые звуки виолончели, особенно басовые, могут резко выделиться, если совпадут с собственной основной частотой помещения или какого-либо звена канала звукозаписи. В высоком регистре звуки нередко становятся жесткими, плоскими, крикливыми. Для смягчения такого звучания виолончели желательна более «воздушная» обстановка. Этого, в частности, можно достичь, увеличив расстояние между микрофоном и инструментом.
Направленность звукоизлучения виолончели сходна с направленностью скрипки —эфы следует направлять на микрофон.
Контрабас — самый большой смычковый инструмент. Играть на нем приходится стоя. Чаще всего он выполняет роль басовой опоры при самых различных инструментальных сочетаниях. При игре, пиццикато звучание очень эффектно и более полнозвучно, чем на других струнных. Для записи контрабас — неблагодарный инструмент. Хорошую четкость низких нот получить у контрабаса бывает трудно. Если помещение обладает малым временем реверберации на низких частотах, то звучание получается неясным, тусклым, причем подъем низких частот путем коррекции не позволяет устранить этот дефект. При большом времени реверберации на низких частотах звучание инструмента будет гудящим.
Иногда достаточную четкость звучания контрабаса удается получить, установив рядом с ним дополнительный микрофон. Однако следует учесть, что близко расположенный к контрабасу микрофон будет «показывать» его крупным планом, тогда как остальные инструменты могут восприниматься в более удаленном плане. А это может не всегда соответствовать звуковой перспективе звучания данного ансамбля. Поэтому подобный прием используется лишь при записи эстрадного или джазового ансамбля.
Инструменты деревянной духовой группы
К этой группе инструментов относятся флейта, гобой, кларнет и фагот. Надо сказать, что название «деревянные» не вполне отвечает действительности: когда-то эти инструменты и в самом деле были деревянными, в наше время их изготовляют из металла и пластмассы. Звуковые качества духовых инструментов всецело зависят от того способа, каким приводится в колебательное состояние заключенный в трубке воздушный столб.
Флейта обладает самым высоким в своей группе звуком. Исполнитель держит флейту горизонтально и дует в отверстие, находящееся на боковой поверхности инструмента вблизи одного из его концов (амбушюрное отверстие). При этом звук получается хоть и легкий, но резкий. В трубке флейты просверлен ряд отверстий, закрытых клапанами. Исполнитель, открывая при игре тот или иной клапан, меняет тем самым объем колеблющегося столба воздуха, что и приводит к изменению звука.
По техническим возможностям флейта превосходит другие деревянные инструменты. Особенность ее звучания в том, что даже в заглушенном помещении оно сохраняет свежесть, воздушность и ясность. Этот инструмент имеет регистры, в которых уровень звучания довольно слабый, поэтому флейту следует помещать сравнительно близко от микрофона, особенно при записи соло. Однако при слишком близком размещении исполнителя у микрофона в записи могут прослушиваться специфические шумы — свистящие звуки струи воздуха, рассекаемой краями амбушюрного отверстия инструмента.
Гобой, как и флейта, тоже представляет собой деревянную трубку с отверстиями, частично прикрытыми клапанами. Кроме размера гобой отличается от флейты еще и принципом звукоизвлечения (как и все остальные инструменты деревянной группы). Находящийся внутри трубки воздушный столб приводится в колебательное состояние при помощи специального приспособления — язычка (или трости), надетого наконец инструмента, а держат этот инструмент продольно.
Гобой имеет слегка конический корпус, заканчивающийся раструбом. По колористической особенности звучания гобой — самый заметный инструмент из всех деревянных духовых, особенно в сред-, нем регистре, где его отличает напряженный звук несколько носового оттенка. В нижнем и верхнем регистрах звучание гобоя несколько вялое, порой резкое и крикливое. В заглушенном помещении инструмент звучит тускло, он требует «воздушной обстановки».
При размещении гобоя у микрофона необходимо помнить, что звук излучается не только из раструба, но также из боковых отверстий, открываемых соответственно нотам. Это касается и других деревянных инструментов.
Кларнет имеет более низкий регистр, чем гобой, тембр у него более открытый, бархатистый, грудной. Следует учесть, что при записи крупным планом у кларнета может прослушиваться шум дыхания, вызванный избытком давления при атаке ноты. Особенно часто это случается при записи эстрадных и джазовых произведений, где кларнету поручаются сольные партии, и исполнитель размещается непосредственно у микрофона. В верхнем регистре звук у кларнета резкий и крикливый, поэтому в определенных случаях этот инструмент нужно располагать подальше от микрофона. При звучании кларнета в низком регистре, при очень мягкой игре, следует помещать его в крупном плане.
Фагот — наиболее низкий по тембру из четырех основных инструментов деревянной группы, он как бы басовая опора в этой группе. Ему, как и гобою, свойствен носовой звук несколько напряженного характера. Но в разных регистрах тембр фагота отличается различными выразительными чертами. В низком регистре — густой, грубоватый, в среднем — довольно тусклый, бесстрастный, в высоком — тощий, в высшем — сдавленно-крикливый. При этом меняется и громкость звучания.
При размещении фагота у микрофона особых трудностей не возникает. В конечном счете следует руководствоваться впечатлением от прослушивания, помня, что дирижер может не обратить внимания на искажение тембра этого инструмента.
Кроме вышеперечисленных основных инструментов в деревянную группу входят и их разновидности: флейта-пикколо, альтовая, гобой д'амур, кларнетпикколо, бас-кларнет, контрафагот, а также саксофон и английский рожок.
Саксофон — непрерывный участник эстрадных и джазовых составов, он имеет широкий диапазон звучания (две с половиной октавы) и обладает очень большой, сравнительно с другими деревянными инструментами, силой звука. Тембр саксофона мягкий, певучий, но энергичный, с заметной вибрацией. Так как раструб инструмента при игре, как правило, развернут вверх, микрофон обычно располагают на расстоянии 1,5—2 м и на высоте 1,5—1,8 м. Есть несколько разновидностей саксофонов.
Группа медных духовых инструментов
В эту группу входят: валторна, труба, тромбон, туба.
По конструкции медные духовые инструменты представляют собой различным образом изогнутые металлические трубы разной длины и ширины, сперва цилиндрические, затем конические и оканчивающиеся раструбом. Для изменения звучания валторна, труба и туба снабжены вентилями или пистонами, а тромбон имеет раздвижную конструкцию. Необходимая принадлежность каждого медного инструмента — металлический мундштук, надетый на конец инструмента. Исполнитель, вдувая через мундштук воздух, заставляет звучать воздушный столб, наполняющий корпус инструмента.
Валторна — инструмент, мелодический по тембру, служит связующим звеном между деревянной и медной духовыми группами. В оркестрах иногда валторны помещаются даже рядом с виолончелями.
В нижнем регистре звук у валторны несколько грубоват и по тембру напоминает тромбон. В среднем регистре звук ровный, благородный и не так звонок и открыт, как у остальных медных инструментов. В верхнем регистре звук несколько напряжен. При размещении инструмента у микрофона следует учесть, что валторна обладает звуками большой силы, и даже при игре пиано ее звучание может быть пронзительным, несмотря на то, что раструб инструмента при исполнении направлен в противоположную от фронта записи сторону. В зависимости от направления раструба на отражающую или поглощающую поверхность, звучание инструмента можно усилить или уменьшить.
Труба обладает самым ярким по тембру звучанием среди инструментов медной духовой группы. Звучание трубы в низком регистре имеет таинственный оттенок, по мере повышения становится ясным, полным и в верхнем регистре достигает большой силы и яркости. При громкой игре (особенно в высоком регистре) труба способна перекрыть самое мощное звучания оркестра.
Из-за сильно выраженной направленности звука и большой его мощности трубу размещают в естественном или удаленном плане сбоку от оси направленности микрофона. Лишь при игре пиано с сурдиной – трубу можно размещать в крупном плане. При записи сигналов трубы в небольшом помещении, для создания удаленного плана и большой гулкости, раструб трубы можно направить на отражающую поверхность (стекло, оштукатуренная стена с масляным покрытием) так, чтобы в микрофон попадали отраженные звуки. При записи фанфар трубы можно располагать по оси направленности микрофона, подняв раструбы инструментов на угол не менее 45°. Для имитации звучания трубы на открытом воздухе запись проводят в заглушенном помещении.
Тромбон обладает более низким по регистру звучанием, чем труба. Звучность тромбона мрачная и как бы зловещая в низком регистре, но по мере повышения становится светлой, мужественной, при громкой игре — резкой, зычной, при тихой — густой. Если применить сурдину, звучность инструмента заметно приглушается, возникает несколько гнусавый и как бы дребезжащий оттенок.
Громкость звучания тромбона особенно велика в диапазоне, близко совпадающем с участком максимальной чувствительности уха — от 2000 до 3000 Гц. Поэтому при записи эстрадного и джазового ансамблей тромбон располагают в стороне от микрофона, на достаточном удалении от него.
Туба завершает группу медных. Звук у нее «широкий», «толстый», самые низкие ноты звучат даже некрасиво. В большинстве случаев туба используется для туттийного усиления оркестрового баса.
Кроме этих основных инструментов медной духовой группы в оркестрах иногда используются их разновидности, а также самостоятельный инструмент — корнет, напоминающий почтовый рожок. Звучность корнета родственна звучности трубы, но несколько слабее и мягче.
Группа ударных инструментов
В ударную группу входят самые разнообразные инструменты, сходные только в том отношении, что звук на них извлекается при помощи удара.
Все инструменты ударной группы делятся на имеющие определенную звуковысотность (литавры, ксилофон, колокольчики, челеста и пр.) и на не имеющие таковой (треугольник, малый и большой барабаны, тарелки, тамтам, бубен и пр.).
Литавры — ударный инструмент, представляющий собой установленное на подставке медное полушарие с натянутой на его срезе кожей. Звук извлекается ударами ручных палочек с войлочными наконечниками. Различное натяжение кожи с помощью специальных винтов дает возможность регулировать высоту звука. Чем натяжение больше, тем звук выше, и наоборот. Кроме винтовых литавр используются механические литавры, на которых перестройка происходит почти мгновенно при помощи особых рычагов или педалей.
Звучность литавр может простираться от едва уловимого шороха до громоподобных раскатов. При размещении литавр даже в удалении от микрофона надо избегать ставить их у отражающей поверхности, так как ударная волна литавр может достигнуть значительной силы и стать «опасной» для микрофона.
Если запись ведется на сцене театра, нужно учитывать, что планшет сцены своим резонансом может значительно усилить звучание литавр (и не только литавр). При записи в сравнительно небольших помещениях, чтобы снизить силу ударной волны, литавры желательно ограждать защитными экранами, размещаемыми между микрофоном и инструментом.
Большой барабан по акустической природе близок к литаврам. Высота звука на барабанах практически не регулируется. Звук извлекается ударом по коже колотушкой с толстым войлочным или пробковым наконечником. Удары эти могут быть разнообразными как по ритму (включая тремоло), так и по силе — от еле уловимого глухого удара, напоминающего как бы отдаленный пушечный выстрел, до подобия мощных раскатов грома. Местоположение большого барабана при записи определяется теми же условиями, что и для литавр.
Малый барабан представляет собой латунный обруч диаметром 35—38 см, на обоих срезах которого натянута кожа. Звук извлекается ударами по верхней коже ручными деревянными палочками с небольшими утолщениями на конце. Две-три туго натянутые струны, прилегающие к нижней коже, придают звучанию дребезжащую остроту. Звук малого барабана сухой, четкий и очень красочный. Порой этот инструмент выступает и как солист, особенно часто — в джазовых произведениях. Если при игре использовать металлические щетки вместо деревянных палочек, то, чтобы обеспечить хорошее воспроизведение высоких частот, малый барабан надо расположить достаточно близко от микрофона и по оси его максимальной чувствительности. У малого барабана иногда ставится дополнительный микрофон, включаемый только при игре щетками.
Тарелки — два медно-бронзовых диска диаметром 30—45 см с ремешками для держания. Звучание двух тарелок вызывается косым ударом их друг о друга, а для звучания одной тарелки, ее подвешивают или держат левой рукой за ремешок и ударяют по ней барабанной палочкой.
В эстрадных и джазовых ансамблях звук из тарелки иногда извлекается металлической метелочкой. Звучание тарелок в зависимости от силы удара может быть едва слышным, звеняще-шелестящим, но и пронзительно звонким, перекрывающим самое мощное звучание оркестра. Иногда на тарелках играют самостоятельно, но чаще их удары совпадают с ударами большого барабана. Тарелки благодаря очень богатому тембру частот могут придать исполнению исключительный блеск. Желательно, чтобы при записи исполнитель подчеркнуто поднимал тарелки вверх, позволяя им свободно резонировать. Это позволит избежать маскировки, создаваемой находящимися впереди музыкантами.
Иногда в оркестрах используется тамтам (гонг) — большой медно-бронзовый диск с загнутыми краями, подвешенный на специальной раме и издающий продолжительно вибрирующий звук при ударе колотушкой с толстым войлочным наконечником. Звучит тамтам сурово, зловеще.
В театральной практике этот инструмент применяется довольно часто для имитации погребального звона, набата, в сценах заклинаний жрецов и т. п. При записи тамтама важно сохранить в звучании высокие обертоны, поэтому помещение не должно быть заглушено, иначе звук будет глухой и быстро затихающий. При размещении инструмента в крупном плане в момент удара возможна небольшая перемодуляция, но уровень снижать не следует, важно уловить затихающее его звучание.
Челеста — инструмент, внешним видом напоминающий фисгармонию. Она состоит из набора стальных пластинок, установленных на резонирующих деревянных ящичках. Звук извлекается с помощью молоточкового механизма, связанного с клавиатурой, подобной фортепианной. Челеста отличается ясным, прозрачным, нежно звенящим звуком. Но если на челесте пытаться играть громко, то звучность ее утрачивает все свое обаяние.
Колокольчики (соответствуют своему названию условно), так же как и челеста, состоят из набора стальных пластинок разной
длины и толщины, размещенных в специальном ящике, имеющем клавишный механизм (но без резонаторов). Звучат клавишные колокольчики нежно-звеняще.
Колокола обычно заменяются висячими медно-оловянными трубами (пластинами, чашами), издающими при ударах звуки, похожие на колокольный звон. Некоторые колокола имеют вполне определенную звуковысотность, поддающуюся точной нотной фиксации, у других же высота звука представляет собой лишь относительно высокий или низкий гул.
Треугольник, — небольшой стальной прут, согнутый треугольником и подвешенный к пюпитру. Звуки треугольника, издаваемые ударами по нему металлической палочкой с рукояткой, при пиано носят нежно-звенящую окраску, а при форте достигают яркой, порой довольно пронзительной звонкости.
Кроме отдельных ударов и тремоло треугольнику нередко поручаются различные ритмические рисунки. При прозрачном оркестровом звучании светлые звуки треугольника всегда слышны отчетливо, при насыщенном же звучании они призваны главным образом способствовать усилению его яркости.
Челеста, колокольчики, колокола, треугольник имеют на высоких частотах богатый и блестящий звук, что требует «воздушной» обстановки при записи. Следует, однако, избегать излишней реверберации, чтобы не исказить четкость звучания этих инструментов. Уровень звучания челесты довольно слаб, поэтому микрофон нужно размещать ближе к этому инструменту. Колокола, треугольник и колокольчики наиболее «дальнобойны», и их звучание хорошо воспринимается общим микрофоном.
Эпизодически в симфоническом оркестре могут применяться: ксилофон — набор лежащих на опорах деревянных брусочков различной величины, а также бубен и кастаньеты.
При записи музыкальных групп эти инструменты особой сложности при размещении не вызывают.
Орган, арфа, клавесин, гитара, аккордеон (баян)
Орган—духовой клавишный инструмент, самый большой из всех музыкальных инструментов. Орган состоит из набора труб различных размеров, воздухонагнетающего устройства, воздухопроводов и исполнительского пульта. Трубы, количество которых в органе может достигать нескольких тысяч, делятся на регистры (группы), различающиеся по тембру Исполнительский пульт имеет несколько клавиатур (мануал) для игры руками и одну клавиатуру для игры ногами. Современные органы снабжены электропневматическими или электрическими механизмами.
Частотный диапазон органа превышает диапазон всех известных музыкальных инструментов, он простирается от 16 Гц — самого низкого тона, слышимого человеком, до 8000 Гц (от «до» суб-контроктавы до «до» шестой октавы, а иногда даже и выше).
Орган отличается богатством тембровых и динамических оттенков. Окраска звука отдельных регистров напоминает тембры флейты, гобоя, кларнета, трубы, виолончели и даже целых оркестровых групп. Иногда звучание органа напоминает хор. Установлены органы, как правило, в крупных концертных залах и в католических храмах. Всемирной известностью пользуется орган, установленный в Домском соборе в Риге, где нередко проводят записи органной музыки. В драматических спектаклях орган чаще всего используется тогда, когда необходимо воспроизвести церковную обстановку или создать нужную сценическую атмосферу. Запись этого инструмента специально для одного спектакля осуществить довольно-сложно, поэтому необходимые музыкальные фрагменты выбирают из органных произведений, записанных на грампластинки в исполнении советских и зарубежных органистов.
Арфа представляет собой струнно-щипковый инструмент треугольной формы, имеющий 46 струн разной длины и толщины. Струны с одной стороны прикрепляются к раме, с другой — к деке резонансного корпуса инструмента. Звук извлекается путем защипывания струн пальцами. С помощью управляемого ногами механизма (педалей) струны в незначительных пределах можно укорачивать и тем самым несколько изменять высоту звучания. Обычно на арфе создают сопровождающий фон из связанных или разбитых (арпеджированных) аккордов либо в свободной виртуозной манере исполняют сольные эпизоды. Особенно эффектны на арфе быстрые скольжения пальцами по всем струнам. При записи арфа должна производить впечатление величественности, порывистости звучания. Чтобы подчеркнуть остроту и четкость, а также полноту звучания, микрофон устанавливают с противоположной от исполнителя стороны инструмента, ориентируя его перпендикулярно к плоскости струн. При записи соло арфы микрофон можно размещать вверху, над инструментом.
Клавесин — старинный струнный щипковый инструмент. Иногда этот инструмент называют чембало. Внешне он напоминает современный рояль. Длинные басовые струны его располагаются вдоль длинной стороны корпуса, а короткие, дающие высокие звуки,— вдоль короткой его стороны. Клавесин имеет такую же клавиатуру, как и рояль. Однако звук на клавесине извлекается не ударами молоточков, как в рояле и пианино, а щипком: клавиши приводят в движение упругие язычки, которые зацепляют струны. При слабом нажиме на клавишу щипок может не получиться и струна не зазвучит, поэтому играют на клавесине всегда относительно громко. Особенность звучания этого инструмента — сравнительно небольшой динамический диапазон и небольшие регистровые возможности. Тембр его напоминает звук струнных щипковых инструментов, но он более полон и богат. Ни на одном инструменте нельзя получить звучность такой своеобразной красоты, как на клавесине.
Для театральной постановки этот инструмент имеет свои привлекательные стороны — его звучание может помочь воссоздать на сцене эпоху Франции XVII—XVIII веков, где клавесин был распространен. Популярен был клавесин в это же время и в России, где он звучал в домах «высшего» общества.
Сейчас клавесин используется в некоторых музыкальных ансамблях, в Московском камерном оркестре, вокально-инструментальном ансамбле «Мадригал», эстрадном ансамбле «Рококо» и др.
При записи клавесина микрофон размещают так же, как и при записи рояля,— в рабочей зоне, на расстоянии 1—1,5 м от инструмента. Время реверберации в помещении записи желательно выбирать в пределах 0,8—1,2 секунды.
Гитара, пожалуй, один из самых распространенных инструментов, используемых при записи в театральной практике. Гитары бывают шести- и семиструнные. В эстрадных оркестрах применяются шестиструнные гитары. Чаще всего гитара применяется для аккомпанемента при пении.
Аккордеон представляет собой хроматическую гармонику с клавиатурой фортепианного типа для правой руки и системой кнопок с готовыми аккордами и басами для левой. Встречаются также аккордеоны с кнопками и для правой руки (вместо клавиш). В эстрадном оркестре чаще всего применяется так называемый «большой» или «полный» аккордеон с диапазоном от «фа» малой октавы до «ля» третьей октавы. При игре в оркестре клавиатура левой руки (басы и аккорды) не участвует. Для изменения тембра аккордеон имеет переключатели регистров, например, регистры, близкие звучанию фагота, флейты-пикколо и др.
Баян имеет кнопочную клавиатуру как для левой, так и для правой руки. Диапазон воспроизводимых частот охватывает последовательность звуков от «ми» контроктавы до «ми» и «фа» четвертой октавы. Аккордеон и баян по внутреннему устройству и звукообразованию ничем не отличаются друг от друга. Обычно на этих инструментах ставятся одни и те же голосовые планки. Различие в звучании баяна и аккордеона — результат настройки: у большинства аккордеонов настройка с «разливом», у баянов — в унисон.
Запись гитары, аккордеона, баяна, гармонии рекомендуется проводить в помещении с нормальной реверберацией в 0,8—1 с. При большей реверберации инструменты следует размещать в крупном плане. Однако при очень близком размещении этих инструментов у микрофона могут прослушиваться сопровождаемые игру шумы — щипок струны, удары пальцев по клавишам или кнопкам, шум шехов и пр.
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.