Ударная установка.
В набор стандартной ударной установки входят следующие составляющие:
- бас-барабан (bass drum)
- малый барабан (snare drum)
- хай-хэт (hi-hat)
- тарелки крэш (crash)
- высокий, низкий, напольный том-томы (high middle floor tom-tom)
Подготовка к студийной записи ударной установки
С чего начинается запись ударной установки? Прежде чем прийти к этапу расстановки микрофонов в студии, придется пройти длинный тернистый путь. Вначале нужно подобрать исполнителя — профессионального ударника (никаких обид — запись ошибок не прощает, это не репетиция и не концерт). Затем следует арендовать хорошую ударную установку (звукорежиссер может лишь откорректировать звук, но генерировать принципиально иное звучание он не в силах). После этого барабаны придется подвергнуть процедуре тщательной настройки. Само собой разумеется, что студийное помещение для записи ударных выбрано верно: звукоизолированная комната средних размеров, без ярко выраженных резонансных частот, время реверберации 0,2…0,4 секунды с небольшим увеличением на ВЧ и максимальным заглушением на НЧ.
Особенности настройки барабанов
К сожалению, проблема настройки барабанов достаточно сложна, и ее нельзя взваливать на плечи исполнителя ударных ритмов — у него просто другая профессия. Если, например, технология настройки гитары позволяет гитаристу обходиться без настройщика, то подготовку того же рояля перед концертом или записью можно доверить лишь профессионалу, ничего зазорного в этом нет. Более того, в США настройщики ударных объединяются в небольшие предприятия и предлагают свои услуги за очень приличные деньги, причем не только исполнителям или студиям звукозаписи, но и самим производителям барабанов. В чем же суть проблемы? Число регулировочных элементов (болтов, полос липкой ленты, типов пластика) и количество контролируемых параметров (тон, тембр слабого и сильного ударов, отсутствие ненужных резонансов и шумов, степень приглушения и так далее) настолько велико, что перебор возможных комбинаций или настройка по принципу «изменяю, пока не станет лучше» практически исключается. Нужно знать что, как и для чего делать.
Первый барабан был сделан из обрезка пустотелого дерева, на один торец которого натягивалась кожа животного, второй торец оставался открытым.
Современные инструменты несколько отличаются от своих доисторические собратьев — у них, кроме ударной верхней, появилась и нижняя резонансная мембрана. Ее назначение состоит в том, чтобы создать внутри, корпуса барабана сложные множественные переотражения и резонансы. Что касается натуральных кожаных мембран, то этот материал применялся тысячелетиями и лишь относительно недавно ему на смену пришли специально разработанные пластмассы. В настоящее время капризные от влияния атмосферной погоды кожаные мембраны практически не применяются, поэтому само слова «мембрана» в профессиональном жаргоне заменяется более современным «пластик».
Какие элементы формируют характерное звучание барабана? Самое большое влияние на звук оказывает корпус. Чем больше диаметр корпуса, тем более низким будет создаваемый инструментом звук. Большое влияние на характер тембра оказывает и глубина инструмента — чем она больше, тем более глубоким будет звук. Так, малые барабаны от 6.5" до 8" подходят для рокового стиля, джазовые барабанщики обычно предпочитают малые барабаны меньшей глубины от 3.5" до 5". .
Оценивать качество звучания барабана на основании сведений о материале, из которого изготовлен корпус, затруднительно и преждевременно — его нужно слушать. Очень прилично могут звучать и ценные «музыкальные» природы дерева, из которых делают скрипки, и металлические из тарелочной бронзы, и прозрачные пластиковые. Даже учебные корпуса, прессованные из картона, могут неплохо заменять дорогостоящие шедевры музыкальной Индустрии.
Строго говоря, любой барабан изначально имеет свою резонансную частоту, зависящую от геометрических размеров корпуса и материала, из которого он изготовлен. Определить ноту барабана можно путем простукивания корпуса со снятыми пластиками. Проще всего это сделать при помощи электроники — тюнера или анализатора спектра. Если имеется такая возможность, тон барабана следует настраивать максимально близко к его природному звучанию — глупо не использовать акустические свойства резонансного усилителя. При настройке группы томов на разные частоты лучше предварительно выяснить исходные тона их корпусов и выбирать для настройки той или иной ноты экземпляр, ближе всего подходящий по частоте.
Если избрание размеров и материала корпусов объективно ограничено предложениями по аренде или продаже инструментов, то выбор пластика и его настройка становятся главными элементами подготовки установки К «бою». Выбирая пластик, следует учесть, что звук тонкой мембраны в большей степени насыщен гармониками и он более продолжительный. По этой причине в качестве верхних (ударных) мембран используют толстые, часто двухслойные пластики, иногда с демпфирующей жидкостью между слоями, с шероховатыми или гладкими поверхностями. Тонким и гладким мембранам отводится функция нижних резонансных пластин.
Круглую мембрану можно рассматривать как двумерный аналог натянутом струны. В музыке барабан не имеет столь важного значения, как струна, поскольку естественный набор его собственных частот не является гармоническим. Исключение составляет литавра, мембрана которой натянута над воздушным резонатором. Последовательность обертонов барабана можно сделать гармонической за счет изменения толщины мембраны в радиальном направлении, что достигается путем регулировки радиального натяжения пластика.
Технология настройки двухсторонних барабанов «в унисон»
Основное правило настройки закрытых барабанов заключается в поиске оптимального соотношения в натяжении ударного и резонансного пластиков. Существует несколько видов настройки: равномерная в унисон, равномерная с определенным интервалом и разрозненная.
Настроить высоту тона обеих мембран равномерно в унисон значительно проще; с этого и начнем. На первом этапе нужно выбрать необходимый пластик, установить его на барабан и равномерно натянуть. Перед установкой новых пластиков важно их сначала несколько растянуть подобно тому, как растягивают гитарные струны. Барабан с надетым и натянутым пластиком ставят на пол, надавливают коленом в центр пластика и выдерживают некоторое время. Принцип равномерного натяжения знаком любому автолюбителю — все регулировочные болты нужно повернуть либо на равное число оборотов (начиная с точки приложения определенной силы) либо на равное усилие, прилагаемое к ключу, оснащенному встроенным динамометром. Само собой разумеется, что болты следует завинчивать постепенно (по пол-оборота) и не последовательно по кругу, а по диагонали. Равномерное натяжение можно проверить легкими ударами по пластику около каждого болта — тон каждого удара должен быть одинаковым. Если второй пластик уже установлен, его звучание на время настройки следует приглушить. Имея равномерно натянутую мембрану можно приступать к коррекции ее тона. Процедура проста: откручивайте или закручивайте все болты на равное число оборотов (опять же выбирая следующий регулировочный элемент по диагонали) и контролируйте на слух получающийся на данном этапе тон. При ударах по свободно натянутому пластику ярче выражена атака и хорошо прослушивается звук удара палки о пластик. Если же натянуть пластик сильнее, станет четче проявляться основной тон. Для настройки в унисон первым настраивается резонансный пластик, затем с ударной мембраной нужно повторить все вышеописанные процедуры, добиваясь одинакового звучания обеих мембран.
При настройке ударного и резонансного пластиков в унисон неизбежно возникает большое количество обертонов. От них нужно избавляться. В качестве демпферов, кроме специальной фирменной ленты, можно использовал полосы медицинского пластыря или обычного скотча. С точки зрения эстетики процедура поиска оптимальных точек демпфирования выглядит не очень эффектно, жаль уродовать симпатичную мембрану. Увы, но качество звучания важнее.
Технология настройки двухсторонних барабанов на фиксированный интервал.
расстройке равномерности натяжения пластика. Выберите один-единственный болт, который всегда будет вносить необходимую расстройку, и поверните его на пол-оборота в ту или иную сторону. Это заставит пластик колебаться менее равномерно, несколько удлинит звук и добавит некоторое послезвучание к доминирующей ноте. Неравномерная настройка позволяет добиться оригинального звучания томов, обладающих не самой лучшей акустикой корпуса.
Рабочие барабаны также советуют слегка расстраивать. Поскольку зона ударов палочками для рабочего барабана несколько смещена от центра, рекомендуется расстраивать пару близлежащих к ней болтов. Точная регулировка натяжения пружины рабочего барабана производится уже после того, как пластики в основном настроены. От пружины следует добиваться свободного, «непридушенного» звука с минимумом паразитных резонансов.
Методика равномерной настройки барабана на фиксированный интервал более длинная. Порядок работы тот же, однако, жестких правил, регламентирующих соотношение силы натяжения ударного и резонансного пластика не существует. Можно говорить лишь о некоторых закономерностях, которые отмечают опытные настройщики.
С верхним пластиком, настроенным ниже резонансного, звук становится более длинным. Если же ударный пластик настраивается выше, чем резонансный, то звук будет обладать тенденцией к «уходу» тона вверх. Низкая настройка ударного пластика рабочего барабана дает глубокий, но статичный звук. А его высокая настройка приводит к созданию звучания с сухим, живым и ярким характером. Низко настроенный резонансный пластик рабочего барабана дает звук с основным тоном, доминирующим над звуком пружины, соответственно, чем выше настроен резонансный пластик, тем более резким становится звук рабочего барабана.
Необходимо иметь в виду, что с увеличением натяжения резонансного пластика улучшается отдача барабана, ускоряется его реакция на удар, так как достаточно сильно натянутый резонансный пластик способствует быстрому возвращению колебаний.
Очень неприятной особенностью настройки ударных является неравномерность звучания барабанов в пределах динамического диапазона. В зависимости от силы удара изменяется высота, тембр и огибающая его звука Чем сильнее удар по барабану, тем звук выше по тону и жестче атака его огибающей.
Как правило, красивый тембр звука сильных ударов получается достаточно легко и быстро, над звучанием слабых приходится кропотливо работать.
Если в результате перебора всех возможных интервалов добиться желаемого результата не удалось, то в таком случае бывалые барабанщики советуют применить прием «odd». Смысл метода odd заключается в небольшой
Студийная запись ударной установки
Планирование записи разбивается на четыре этапа. Во-первых, нужно уяснить, какая роль отводится ударным инструментам в итоговой стереокартине, какое количество точек можно выделить под барабаны с тарелками. Второй шаг — определить, удастся ли полноценно озвучить установку с помощью того количества микрофонов, которое равно числу отведенных под ударные раздельных зон в стереопанораме. В большинстве случаев придется согласиться на большее число микрофонов. Отсюда возникает третий вопрос: «Каким образом большее число входных каналов объединить в меньшее число выходных зон?». Сигналы с каких-то микрофонов придется прямолинейно просуммировать, при этом следует побеспокоиться об их фазовой совместимости, которая зависит от типов приемных головок, диаграмм их направленности, мест установки, типа коррекции и характера дальнейшей обработки исходного сигнала. Совершенно иная задача возникает в связи с необходимостью разделения сигнальных групп, размещаемых в близких, но все-таки раздельных зонах стереокартины. Микрофоны нужно подбирать, устанавливать и настраивать так, чтобы обеспечить минимальное проникновение «чужих звуков». Итоговая картина должна быть близка к реальной схеме расстановки приемников звука. И только на четвертом этапе можно приступать к классической задаче звукорежиссера, связанной с передачей атаки, тембра и динамики звука ударной установки и формированию акустической атмосферы.
При создании акустической модели фонограммы полезной может оказаться установка пары дополнительных микрофонов на некотором расстоянии от ударной установки.
Вопрос формирования атаки и тембра ударных звуков на этапе установки микрофонов крайне сложен и не имеет универсального ответа. Многое зависит от достоинств и недостатков конкретных инструментов. Крайне важно знать особенности студии звукозаписи — время реверберации и радиус гулкости на разных, в том числе низких, частотах. От этого зависит максимальное расстояние от инструментов, на которое можно отодвигать микрофоны. Конкретные примеры из практики с указанием типов применяемых микрофонов и мест их установки в студии практически бесполезны. И все-таки, рассмотрим несколько случаев удачного решения задачи, хотя слепое их копирование в иных условиях невозможно.
Ударные в естественно-акустической джазовой трактовке можно записать с помощью пары конденсаторных стереомикрофонов, установленных на некотором расстоянии над ударником. Для этих целей подойдут универсальные высококачественные головки с большими мембранами. Высота подвески и соответствующий ей угол между осями микрофонов выбираются в зависимости от характеристик студии. При прорисовке итоговой стереобазы исходную стереокартину придется заузить до размеров одной зоны. Некоторые заинтересованные лица настоятельно рекомендуют попробовать заменить конденсаторные головки на пару RZM -микрофонов, закрепленных на оргстекле под углом от 90 до 180°. Являясь микрофонами граничного слоя, РZМ приемники звука меньше зависят от акустического отношения и позволяют более гибко выбирать расстояния до инструментов. Это не значит, что задача выбора оптимальной точки съема звука упрощается, наоборот, в произвольно выбранном месте естественное тембра и балансировка ударной группы станут хуже, чем у конденсаторной пары.
Если принято решение о полимикрофонной записи ударных, требования к подбору микрофонов возрастают. В этом случае обойтись универсальными, головками будет значительно сложнее. Каждый микрофон должен обладать рядом специфических характеристик:
- большая перегрузочная способность (достигается подключением дополнительных аттенюаторов);
- высокая верность передачи импульсных звуковых сигналов (проблемы могут возникнуть по причине невысокого быстродействия усилительных цепей, из-за недостаточной мощности блоков питания и наличия некоторого комплексного сопротивления в линиях передачи питающего напряжения);
- широкий диапазон воспринимаемых частот — от 20 Гц до 20 кГц (спектр импульсных сигналов крайне богат и простирается за пределы слышимого диапазона как вниз ниже 20 Гц, так и вверх в ультразвуковой диапазон).
Если к этим требованиям пришлось бы добавить еще и высокую линейность АЧХ, то реализация поставленной задачи вышла бы за пределы реально возможных решений. Звукозапись спасают волновые законы акустики. Поскольку на установке играет один-единственный ударник, все инструменты должны располагаться крайне плотно — в зоне досягаемости рук и ног исполнителя. Для получения раздельных звуковых сигналов от множества микрофонов, озвучивающих барабаны и тарелки, приемники звука следует располагать как можно ближе к своим инструментам. В ближней зоне приемники воспринимают не сумму всех звуковых волн, излучаемых источником, а лишь те волны, которые излучаются конкретной зоной инструмента в заданном направлении. Тембральная окраска этих волн может сильно отличаться от того звука, который слышит сам ударник и в большой степени зависит от точки съема звука, диаграммы направленности микрофона, диаметра его мембраны и характера нелинейности АЧХ приемной системы. Варьируя типы, экземпляры и точки установки микрофонов, можно получать необходимые характеристики итогового звучания. Таким образом, оказывается, что нелинейность АЧХ, ее горбы и провалы превращаются из недостатков в весьма существенные достоинства.
Выбор типов микрофонов, наиболее подходящих для записи ударной установки
Для записи большого барабана классическим микрофоном считается АКG D112. Справедливости ради, следует заметить, что любая уважающая себя микрофонная фирма, будь то Electro-Voice или Shure, выпускает полные комплекты микрофонов, предназначенных для записи ударных. Несмотря на это, многие звукорежиссеры при записи басовых барабанов не ограничивают свой выбор на одной модели, а ставят сразу две, а то и три приемные головки. Внутри большого барабана принято размещать пару из динамического (для плотности) и конденсаторного (для полноты тембра) микрофонов. Иногда со стороны педали бывает полезно установить третий микрофон, подчеркивающий атаку звука.
Для компенсации недостатков звучания малого барабана специализированный микрофон из фирменного набора можно дополнить вторым — другим по типу — конденсаторным или динамическим соответственно и установить его под резонансной мембраной. Можно попробовать установить пару головок в одном месте над рабочим барабаном, но, как правило, на эту конструкцию просто не хватает места. Если выбора нет, и приходится использовать приборы, имеющие значительные габариты, эксперименты с навеской дополнительного приемника над ободом, сбоку поперек пластика или сверху под углом к мембране также могут привести к хорошему результату.
При подборе микрофона для томов возникает специфическая проблема — зазор между тарелками и мембраной слишком мал и требует установки малогабаритной модели с острой характеристикой направленности. Классическим приемником для томов считается модель Sennheiser 421.
К сожалению, в условиях реальных жизненных ограничений не всегда удается добиться желаемого тембра звучания ударной установки. В таких случаях приходится прибегать к помощи эквалайзеров (перейти к статье «Эквализация» , раздел «Эквализация ударной установки» ).
Практические советы.
Искусство записи ударной установки заключается в правильном подборе микрофонов и в их последующем размещении относительно барабанной установки и отдельных её составляющих. При самом простом балансе, единственный микрофон (с хорошей высокочастотной восприимчивостью) направлен вниз на ведущий барабан. Однако, все попытки придвинуть его ближе к микрофону для более тесного баланса приводят к тому, что происходит возрастание уровня звучания инструментов, находящихся над басовым барабаном и хай-хэтом. Сам хай-хэт довольно сильно излучает звук в горизонтальном направлении, по сравнению с вертикально расположенной 8-образной характеристикой верхних тарелок. Поэтому для осуществления близкого баланса следует разместить кардиоидный микрофон с широкой высокочастотной характеристикой направленности перед ударной установкой на высоте хай-хэта. Для достижения более "тугого" звука хай-хэта микрофон пододвигается к нему в ближнее положение, что вызывает усиление звучания левых верхних тарелок и частично ведущего барабана и малого тома;
одновременно происходит неизбежное увеличение уровня звучания и басового барабана. Второй кардиоидный микрофон располагается над другой частью басового барабана, усиливая тем самым
звучание правых тарелок, большого том-тома и опять же ведущего барабана. Изменение позиций, углов, полярных диаграмм и относительного уровня дает необходимую степень контроля практически всех ударных составляющих, за исключением звука басового барабана. Это может быть достигнуто, при определенных требованиях к звучанию в поп-музыке, посредством динамического микрофона, направленного своей диафрагмой на лицевую кожаную мембрану большого барабана, немного ближе к его краю. В этом месте инструмента присутствует большая область сбалансированных обертонов, чем в середине мембраны. Это место характеризуется также и тем, что оно одинаково пригодно для больших массивных микрофонов старого образца, с ограниченным высокочастотным реагированием, и для современных высококачественных микрофонов. Для более глухого звучания, характерного для поп-музыки, производят удаление лицевой части барабана (не забывая плотнее затянуть освободившиеся крепежные барашки) и размещение внутри его объема плотной ткани.
Три основных вида записи ударной установки:
Двухмикрофонный.
Запись производится с двух микрофонов, которые обычно расположены над установкой. Этот способ позволяет добиться максимально реального звучания записи, но обладает меньшими возможностями изменения тембров того или иного элемента установки (как во время записи, путём изменения положения и направления монитора, так и после).
Трех или четырёхмикрофонный.
В данном случае к верхним, основным, микрофонам добавляется ещё один (или два) микрофон, который обычно крепится к бас бочке или к малому барабану.
Мультимикрофонный.
К Вышеперечисленным микрофонам добавляются новые микрофоны, в идеале записывающие звучание всех составляющих ударной установки.
Практические советы:
- Если вы хотите получить больше низких частот, то поместите микрофон на расстоянии 2-6 сантиметров от ударного пластика.
- Приближение микрофона к пластику повышает кол-во низких частот.
- Наиболее выраженную атака достигается, направлением микрофона на место удара палки по пластику.
- Чтобы подчеркнуть акустику помещения следует отодвинуть микрофон подальше от инструмента.
- Для получения более насыщенного звука хай-хета направляйте микрофон ближе к краю тарелки, а для получения более яркого, ясного звука, направьте микрофон на ее купол.
- Для подчеркивания атаки колотушки в бас бочке поместите микрофон внутри барабана, направив микрофон на то место пластика, в которое бьет колотушка.
- Для ослабления атаки направьте микрофон подальше от колотушки.
- Если вы хотите добавить резонанса самого барабана, то отодвиньте микрофон от ударного пластика.
- Для записи бас барабана рекомендуется использовать динамические микрофоны с большой мембраной.
- При записи малого барабана рекомендуется использовать динамические микрофоны вокального типа.
- При записи томов рекомендуется использовать средние и большие динамические микрофоны.
- При установке микрофона внутри барабана микрофоны максимально защищены от проникновения в них посторонних звуков, но если вам захочется изменить звучание барабана, например имеющего два пластика, поменяв положение микрофона, то для этого вам придется снимать один из пластиков. При снятии звука барабана внутренним микрофоном звучание получается менее естественным (на сколько это хорошо – зависит от стиля и целей).
- Если вы записываете ударные в помещении с хорошей акустикой, никогда не помешает установка пары микрофонов общего плана, чтобы с их помощью снимать акустику помещения и добавлять ее к звуку собственно установки. Для этой цели предпочитают большие конденсаторные микрофоны.
Запись барабанов – это только половина дела, вторая половина заключается в обработке барабанов, о чём пойдёт речь позже. Перед тем как перейти к следующей статье Вам предлагается ознакомиться со статьёй по квантованию записи "живых" барабанов, на примере в лоджике. Статья о квантовании написана Ravl-ом с форума Рммедиа.ру , использование разрешено.
Logic
Итак, имеем в наличии несколько барабанных треков:
Для каждого удара по барабану необходимо сделать отдельные аудиофрагменты на каждом треке. Делать это вручную – долгий и кропотливый процесс, который можно автоматизовать при помощи лоджика. Чтобы "изолировать" удары бочки, открываем Audio window (Ctrl-9), выбираем первый трек (с бас барабаном):
В меню Options выбираем Strip Silence (Ctrl-Shift-S). Появляется окошко Strip Silence:
В верхнем окне Threshhold задаем значение пороговой величины (в процентах). Выбираем, насколько возможно, самое маленькое значение. После того, как пороговая величина подобрана, нажимаем кнопку ОК, а затем Replace.
Аналогичную операцию проделываем с другими треками. В результате, в окне редактора видим следующую картину:
Выделяем треки с оверхедами и выполняем команду Tie Objects By Length Change ( Functions > Object > Tie objects by length change )
Треки принимают следующий вид:
Входим в Key Commands > Options/Preferences/Key Commands (Ctrl-Alt-K).
Нам понадобятся команды Goto Selection и Split Objects By Song Position. Можно найти эти команды в списке, написав название команды в окошке Find. После того, как Goto Selection найдена, назначаем горячую клавишу, например 1. Для этого нужно нажать кнопку Learn Key, затем нажать 1. Аналогичные операции проделываем для команды Split Objects By Song Position, назначаем ей горячую клавишу, например 2.
"Дорезаем" треки на слайды. Выбираем на первом треке первый одиночный удар, нажимаем 1 (Goto Selection), затем выделяем все барабанные треки (Ctrl A) и выполняем Split Objects By Song Position (кнопка 2). Переходим к следующему удару, проделываем аналогичные операции.
Выделяем все треки (Ctrl A) и открываем Event List ( Ctrl-2)
нажимаем и удерживаем иконку с буквой Q в нижнем правом углу окошка Event List. Выбираем наиболее подходящий тип квантизации 1/32.
Готово!
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.