Привет, друзья!
Введение
Хочу поделить недавным своим приобретением – ламповым комбо ENGL Thunder. Ввиду мощной популяризации в последнее время этой немецкой фирмы (возьмем хотя бы Майкла Ромео и Джеффа Люмиса, которые в прошлом году "пересели" на эти усилители), думаю, будет интересно, наконец выдать структурированный отчет.
Стоит сказать, что за все 7 лет, что я играю на электро-гитаре, пришлось пройти весь путь построения гитарного саунда – от Зума 505 в нашу транзистроную Вегу (кто знает, сейчас улыбается во всю ), через этап "процессор\педаль-транзисторный комбо", и так до поноценного качественного лампового комбо. Так что, хоть ухо и было "отравлено транзистором" за все эти годы, но теперь позволяет расслышать разницу болеее-менее обективно.
Должен заметить, что как такового опыта в использовании именно лампового оборудования у меня практически нет. Долгое время исппользовал Line6 Uber Metal, потом убрал его, т.к. BOSS GT 8 выдавал куда более зрелый звук, ну и все это играло через Marhall MG 30. Несклько лет назад я пробовал ламповые головы H&K, их же ламповые педали, но чего-то вразумительного уже не вспомню. Мои гитары – Schecter Hellriser C7 FR (дойдут руки и про него написать), Schecter Omen 7 Special, Shamray Custom Explorer, Cort Action Bass V. Это все к тому, чтобы каждый решал для себя, как относиться к моему обзору и увидеть откуда я говорю. Ну, приступим, обо всем по порядку.
Название инструмента: ENGL Thunder 50 Drive (E322)
• Динамики: 1 x 12" celestion vintage 30
• Входы/Выходы: Спикерные 2 х 8 Ом, 2 х 16 Ом. Fx loop (параллель\последовательно ), моно/стерео джек футсвича ( Z-3/Z-4)
• Лампы: 6 (1 x ECC 83, 2 x 5881, 3 x ECC 83)
• Каналы: 3 канала: clean, crunch, lead
• Эквалайзер: трехполосный, Переключатели: crunch/lead, clean/lead. Extra crunch volume
• Габаритные размеры: 530х250х450 мм
• Вес: 18 кг
Цена покупки: $1200
Средняя цена: $1100-1400
Звук: 8.5
Первое, что слышит ухо гитариста, не первый год играющего на транзисторе\цифре, который в какой-то счастливый день включает полностью ламповый аппарат, я почти уверен, это "и где же гейн!?".
По-началу кажется, что чего-то сильно нехватает, чего-то важного, что ты нашел для себя за столько времени. По прошествии нескольких часов игры ты понимаешь, чего и улыбаешься – "нехватает" того самого песка. Причем будь он транзисторный или цифровой, смысл остается – чувствуешь веение чего-то неестественного, нарочитого, чего не должно быть в звуке. Причем понимаешь это именно тогда, когда после лампы снова врубаешься в проц\транз – происходит что-то типа шока – "и на таком ужасе я играл столько лет и даже записывал альбомы?!"… Конечно я может быть утрирую. Но суть одна – именно перегруз лампы, именно этот каскад есть настоящий и живой звук. Как будто ты все время до этого смотрел церно-белый телевизор – духмерную структуру, а теперь увидел как показывает цветной ЖК телевизор, в котором появилось третье измерение (цвет, жизнь) – и от этого уже не откажешься.
Непосредственно звук ЕНГЛа. Впринципе, большое количество более-менее качественных аудио-сэмплов, что я выкладываю, скажут многое за меня. Поэтому теперь по-существу. Clean Channel - "гейн" и "мастер" отвечают за его громкость, причем первая ручка – за предусилитель, а последняя – за оконечник. Соответсвенно, уже на 60% гейна можно слышать легкую перегрузку натуральными гармониками с сатурацией на чистом звуке – на нековом хамбакере можно играть приятные соло в духе Гилмора, а выставив гейн на 3\4 при сильной достаточно атаке добиться динамичного тянучего блюзового саунда. При половине гейна чистый практически остается чистым и выдает приятные богатые колокольные тона, особенно на нековом сингле (у меня после отсечки – EMG 707tw). Очень интересно и приятно звучит на чистом звуке бас-гитара, даже 5ти струнная (с нижней СИ). Чувствуется мощь и способность динамика выдать все очень чисто – никаких лишних призвуков на большой громкости (ручка "мастер" дальше 1 (!!!) – уже звенят окна!), разве что пару раз при игре на басе что-то звянкнуло металическое сзади, ну то бас. Crunch Channel - сказать про этот канал особо нечего, т.к. честно говоря, я не играю в стилях, где его звук бы пригодился, потому что гораздо предпочтительнее оказывается Lead Channel - на тех же самых значениях гейна, этот канал выдает куда более могучий звук, в отличие от Crunch. Однако для баланса в звуке между риффами и соло (тут способствует и доп. громкость для кранча), думаю, как раз самое то. Но я любителей тяжелых стилей – Nevermore, Dream T, Communic, Gamma Ray и тд. и искал для себя именно большой запас по гейну и т.н. "модерновый звук" (кстати на выборе был Krank Rev Jr Pro, но мне он показался слабей по гейну и звуковой мощи). Во-первых, надо чтобы аппарат хорошенько прогрелся, минут 10-15 разогрева на чистом звуке и на лиде можно выруливать очень мощный звук уже при 1\2 (!) гейна и 3\4 ручки баса (которая отвечает за низкую середину, внося нечеловеческую плотность в звук)! Гейн на 60% и 75% знаменуют собой рубежи мощнейшего перегруза, особенно на хорошей громкости (что в принципе не мешает домочадцам!), 100% – это реальное бензопилово, не осбо различающее уже все нюансы игры и инструмента. Однако именно в перегрузе кроется один не совсем приятный момент, по моему мнению. При увеличении гейна свыше полвины увеличиваются и высокие частоты. Это не песок, который убил бы весь звук в транзисторной схеме, а именно какие-то шипящие высокие частоты (или очень высокая середина). Они нехороши тем, что, являясь "пористыми" по структуре, как-будто "размазывают" или поглощают плотность звука собой. Получается странная картина – с одной стороны четкий и упругий бас, а с другой размашистый перегруз. Приходится приберать высокие до уровня 40%. Вполне возможно что я просто не привык к такому звуку (на процессоре я всегда вырезал высокие свыше 6кГц), и именно такое "шипение" – и есть тот самый модерновый звук… Вполне возможно, хотя мне почему-то тут двойственно – как будто это звук далеких 80х хард-рока…… Так же на мой взгляд, много середины, даже при ее полном вырезании (middle на 0-5%), т.е. это реально громкий и кричаще-рычайщий комбик. Лично мне здесь очень помог процессор, который встал в разрыв последовательно и на котором я вырезал высокие свыше 11кГц, и очтался весьма доволен плотностью и обогощенностью звука. Стоит также сказать про обогощенный гармониками аккорды – хоть чистые квинты, хоть утяжеленные квартами. Кстати для себя понял, четко, что максимально хороший качественный перегруз способен выдать максимально чистый шестиструный аккорд, который именно бы передал настроение лада, а не превратил все в кашу (этого не мог сделать Line6 UM, но неплохо выдал BOSS GT , ну на ЕНГЛе можно играть полновесные акорды – хоть на половине гейна, хоть на 3\4 – это будет очень богатый и в то же время, читаемый звук. Кстати даже на больших уровнях гейна нельзя сказать, что аппарат сильно шумит! Очень даже мало шумов, на половине гейна лид-канала, практически тихо. Так что 8.5 из 10 за странный для меня момент по высоким в перегрузе ЕНГЛа. Все мои высказывания подкреплены соотвествующими ауди-файлами, так что для собственных умозаключений есть все возможности! –Кстати попробовал воткнуть свой Line6 UM в чистый канал – чессгря не особо понравился звук, но запомнилось что и на стороннем перегрузе слышится характер перегруза ЕНГЛа – те же частоты высоко-срединные. Кстати возможно это особенность строения предусилка или ламп?–
Качество сборки / изготовления: 10
Ну что сказать – немецкая ручная сборка, мелкосерийное производство, т.н. "бутиковый" апарат, очень надеюсь, что Громобой прослужит мне не один десяток лет!
Внешний вид / дизайн: 10.
Очень оригинальный и сильный! Зеркальное лого, очень смахивающее на натуральное покрытие (чем-то типа кожи), стильная решетка и переливающаяся панель. Стильно, просто, элегантно, надежно, все как в как хорошей немецкой машине.
Особенности и функциональность: 8
Ну функциональность конечно, по-минимуму. Чем я был насторожен. Всего 7 ручек, две кнопки. Один эквалайзер, и совмещение гейн-громкости. Однако придусмотрена одна замечательная вещь, снимающая все недостатки функциональности – последовательно\параллельный разыв. Туда прекрасно встает процессор (не самый плохой, есс-но – BOSS GT . Паралельное подключение и микс эффекта не нашел для себя интересным, но утопив ручку в WET, мы получаем полноценный последовательный разрыв. Кстати интересно, гнездо SEND на комбике посылает сигнал с пред-усилка – можно ли его использовать, например, как основу для какого-нить другого оконечника? Итак, имеющий хороший процессор, или пост-экалайзер отдельный, и футсвич может быть спокоен – функциональность будет обеспечена на уровне. Кстати ручки регулировки громкости Лид и Кранч каналов тоже очень полезны – помогают не теряться в переходе с канала на канал. Остается только подкручивать гейн и середину для риффов\соло, но это все-таки приятно! А все остальное я делаю "с ноги" – переключаю каналы (только клин-лид), отсекаю лишние шумы (всетки иногда ловится радио, хаха), выравниваю частоты, делей, и другие эффекты тоже – и все это через разрыв делает в хорошей коммутации с ЕНГЛом мой БОСС (а ему кстати не все комбики "позволяют" переключать каналы!). Но это все за доп. плату . Потому 8 из 10.
Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг): 8.5.
Кстати, я сам из Казахстана . Как вы уже догадались, найти у нас здесь что-то приличное нет шанса никакого, потому тесно сотрудничаю с российскими фирмами и приходится усердно изучать рынок. Варианты по ламповым комбо были – Peavey Classic, Crate серий V (ниша $600-700), Mesa Boogie (ну тут уж цены в Москве, в частности, завышены просто безобразно, а по качеству сборки уважаемый Азнаур и другие участники форума разносят месу в пух-и-прах), "бутиковые" аппараты (Krank, Brunetti, ENGL). В итоге после месяцев просмотров на Ютубе и все возможных форумов (наших и не наших), и переговоров, я остановился на ЕНГЛе. За ту сумма, что я приобрел, считаю, это весьма и весьма выгодным приобретением. Брал, кстати, в "ОК&Co" (как и гитару пару месяцев назад), много здесь ходит разных мнений о них, но у меня все прошло очень хорошо, даже с не совсем тривиальной доставкой, за что им спасибо! Общий рэйтинг 8.5 из 10. Главный минус по сравнению со всеми плюсами – это особенонсть АЧХ перегруза – уж больно он верхастый и срединный. Устраняется опционно процессором и в миксе тем более можно достичь можнейшего современного рычания в духе современных монстров прог-треша, и четкого сильного кранча Петруччи и мелодичного компрессионного певучего плача и на чистом и на перегруженном каналах. Ну а теперь чтобы не быть слишком субективным, предлагаю записанные сэмплы, послушав которые, можно уже более обективно подискутировать и пообщаться на тему этой рецензии!
Аудио-сэмплы.
Вообщем, постарался сделать все на славу – здесь и все каналы, и три уровня гейна, и разные гитары, и бас-гитара, и под конец набросал микс-кавер (Дрим Театра) – только гитара и ударные. Снимал звук с комба микрофоном Shure SM57 – смотрит прямо, стоит сбоку – ближе к краю динамика, вплотную к сетке. Играл специально практически одно и тоже (для чистоты эксперимента) и не совсем ровно (долго не записывался), что кстати очень даже можно услышать, т.к. динамику и технику игры аппарат передает прекрасно (кстати мне он позволил раскрыться сильнее – техника реально возросла, в частности на свипе, легатто, и тд.).
http://www.realmusic.ru/balance_of_one/ - вот здесь можно послушать в реальном времнеи и скачать. Все описания там же. Дальше внизу есть мои альбомные записи – на цифрово-транзистроной технике, сразу же можно услышать разницу. Ну и продумблирую здесь для скачивания (кстати лучше качать – без лишнего сжатия):
ENGL Thunder – Crunch Test - http://files.realmusic.ru/download/548261/balance_of_one_-_ENGL_Thunder_-_Crunch_Test.mp3
Демонстрация CRUNCH канала ENGL Thunder.
Все ручки на середину, гейн последовательно на 50%, 75%, 100% (максимум).
Гитара Schecter Hellriser C7 FR.
Микрофон Shure SM57 – смотрит прямо, стоит ближе к краю динамика.
ENGL Thunder – Lead Test - http://files.realmusic.ru/download/548263/balance_of_one_-_ENGL_Thunder_-_Lead_Test.mp3
Демонстрация LEAD канала ENGL Thunder.
Все ручки на середину, гейн последовательно на 50%, 75%, 100% (максимум).
Гитара Schecter Hellriser C7 FR.
ENGL Thunder – Lead Test 2 - http://files.realmusic.ru/download/548615/balance_of_one_-_ENGL_Thunder_-_Lead_Test_2.mp3
Демонстрация LEAD канала ENGL Thunder.
Другая гитара (корпус махогани, EMG 81 в бридже).
Все ручки на середину, гейн последовательно на 50%, 75%, 100% (максимум).
Гитара Shamray Custom Explorer.
ENGL Thunder – Clean Test (S-H) - http://files.realmusic.ru/download/548252/balance_of_one_-_ENGL_Thunder_-_Clean_Test_(S-n).mp3
Демонстрация CLEAN канала ENGL Thunder, гитара Schecter Hellriser C7 FR (нек – сингл, хамбакеры).
ENGL Thunder – Lead Melody - http://files.realmusic.ru/download/548269/balance_of_one_-_ENGL_Thunder_-_Lead_Melody.mp3
Демонстрация LEAD канала ENGL Thunder.
Бас – на 75%, середина убрана (0), гейн на 75%.
Гитара Schecter Hellriser C7 FR.
ENGL Thunder – Clean Melody - http://files.realmusic.ru/download/548256/balance_of_one_-_ENGL_Thunder_-_Clean_Melody.mp3
Демонстрация чистого канала ENGL Thunder.
Все ручки на середину, на соло – гейн на 75%, происходит естественная перегрузка чистого канала.
Гитара Schecter Hellriser C7 FR (нек – сингл, нек – хамбакер).
ENGL Thunder – Bass Test - http://files.realmusic.ru/download/548624/balance_of_one_-_ENGL_Thunder_-_Bass_Test.mp3
Демонстрация CLEAN канала ENGL Thunder.
С 5ти струнной БАС-гитарой Cort Action Bass V.
Все ручки посередине, бас чуть прибран, гейн чистого канала на 75%.
ENGL Thunder – Чти отца своего (демо, кавер) - http://files.realmusic.ru/download/548250/balance_of_one_-_ENGL_Thunder_-_chti_otca_svoego_(demo).mp3
Демонстрация ENGL Thunder в миксе.
Гейн на 60%, бас на 75%, середина убрана, высокие на 50%, вырезано пост-эквалайзером (в разрыве процессор BOSS Gt высокие выше 11кГц, поднята низкая середина 100Гц на 3дБ
Кавер-версия Дрим Театра.
Гитара Schecter Hellriser C7 FR.
Надеюсь, моя первая рецензия удалась! Жду ваших впечатлений и дальейших дискуссиий!
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.