Показ и объяснение движений, ведущих к более правильному преодолению каких-либо технических трудностей или просто ведущих к исправлению вокальных недостатков, улучшающих звучание голоса, обычно занимают большое место в методе педагога. Эти движения или мышечные приемы, как их обычно называют, 'бывают направлены на улучшение работы той или иной части голосового аппарата. В предыдущих разделах книги мы разбирали множество различных мышечных приемов, таких, как: приемы брюшного или грудного дыхания, прием пения с уложенным языком, прием зевка, прием максимального откидывания челюсти, прием задержки дыхания, прием сохранения вдыхательной установки и т. п. ; Как известно, подобными мышечными приемами пользуются во всех классах пения. Правда, существуют такие педагоги, которые считают, что мышечные приемы слишком резко вмешиваются в работу голосового аппарата, что целесообразнее влиять на нее опосредствованно и целостно, через музыку или копировку лучших образцов исполнения.
Действительно, мышечный прием обладает той особенностью, что он воздействует, как правило, не на весь голосовой аппарат в целом, а на какую-то его часть: либо на отдельный орган, как язык, либо на группу органов, как, например, — прием зевка или прием задержки дыхания. Мышечный прием всегда конкретен и всегда точно включает, выключает или меняет работу какой-то части голосового аппарата. Он непосредственно влияет на вокальные качества голоса через изменение тех или иных мышечных координации. И это изменение диктуется не интуицией, не выразительными задачами или музыкой, а сознанием, которое направлено указанием педагога. Педагог рассказывает, какое движение следует сделать, обычно дополняя рассказ показом: «подтяни живот!» или «сделай больше зевок» или «не опускай углы рта» и т. п. Ученик сначала осознает, что надо сделать, а потом пытается сознательно применить эти действия во время пения. Таким образом, мышечный прием всегда связан с сознательным вмешательством в координацию частей голосового аппарата во время пения, в этом его ценность, но в этом и сложность пользования им.
Ценность мышечных приемов состоит в том, что при их помощи удается сознательно исправить недостатки работы какой-либо части голосового аппарата и сразу улучшить координацию — улучшить качество звучания голоса. Сложность пользования им в том, что подобный прием должен диктоваться глубоким знанием работы голосового аппарата, знанием реальной функции его частей, а не домыслами или ощущениями от звука, как это, к сожалению, бывает у многих педагогов. Ведь мышечный прием вмешивается в реальную функцию тех или других отделов голосового аппарата. Следовательно, эта реальная функция должна быть хорошо известна педагогу для того, чтобы его действия были безошибочны и целенаправлены.
Как мы уже указывали, — функция различных отделов голосового аппарата во время пения еще недостаточно изучена, а если и изучена, то мало кто из педагогов полно владеет этими знаниями и умеет их верно использовать. Кроме того, мы знаем, какое громадное значение в формировании певческих приспособлений играют индивидуальные особенности строения голосового аппарата и тот тип голоса, которым пользуется певец в пении. Все это говорит о том, что мышечных приемов, подходящих безусловно всем певцам, очень мало, что их следует весьма индивидуализировать, что каждый вдумчивый педагог не может догматически употреблять одни и те же мышечные приемы в отношении всех учеников.
Не может быть сомнения в том, что для каждого педагога, использующего показ мышечных движений, необходимо глубокое знание физиологии голосообразования, только тогда этот метод может быть использован во всей его широте и с хорошим эффектом. Поскольку однако, большинство педагогов не имеет достаточных физиологических знаний о певческой функции голосового аппарата, то, пользуясь этим методом, им следует проявлять большую осторожность и гибкость. Слух педагога и его опыт должны подсказать, насколько целесообразен в данном конкретном случае тот или иной мышечный прием. Можно смело сказать, что упорное привитие движений нецелесообразных для данного индивидуума является наиболее частой причиной деградации голоса. Как правило, педагог пытается применить ко всем ученикам те движения, которые помогли ему самому стать профессиональным певцом, и арсенал этих приемов бывает обычно невелик. Он думает, что эти движения равно необходимы всем для профессионального пения. Только горький опыт неудач с рядом учеников заставят его понять, что это не так.
Несомненно, что каждый педагог должен владеть большим арсеналом мышечных приемов, изучать их действие, знать их. Но применение их должно осуществляться без;
насилия над голосовым аппаратом, без настойчивого навязывания приема ради приема. Чуткое педагогическое ухо и гибкость в применении мышечного приема должны быть непременными спутниками педагогического процесса.
Мышечные приемы, употребляющиеся в вокальной педагогике, чрезвычайно разнообразны и часто противоречивы. Многие из них поражают своей парадоксальностью. Между тем нет оснований считать их надуманными и во всех случаях порочными. Мышечные приемы приходят в педагогичен скую практику из жизни, из поиска певцов, пытавшихся через эти приемы приблизить свое пение к идеальному. Живут те приемы, которые помогали этого достигнуть. Хотелось бы подчеркнуть, что мышечных приемов, просто выдуманных кем-то, не существует. Все они приходят в педагогическую практику из?, певческой творческой жизни. Значит для каких-то индивидуальностей, в процессе их становления, развития и профессиональной деятельности, они были целесообразны и принесли необходимую пользу. Весь вопрос, собственно, и заключается в том, чтобы понять, кому, при каких условиях требуется тот или иной мышечный прием. Верно на этот вопрос может ответить только наука о голосе или обостренная педагогическая интуиция.
Некоторые из бытующих приемов вызывают насмешки, например такие, как поднятие рояля во время пения для ощущения чувства опоры и напряжения брюшного пресса, или пение с высунутым изо рта языком для освобождения артикуляции, или уподобление себя лающей собаке для развития глубокого дыхания и широкого раскрытия глотки и т. п. Однако многие из этих приемов рекомендуют весьма заслуженные, известные, профессиональные оперные певцы, и отмахиваться от них просто как от недостойных курьезов нам кажется неразумным. Мы не собираемся брать под защиту абсолютно все приемы, употребляющиеся в столь многообразной педагогической практике, но считаем необходимым подвергать их анализу с точки зрения возможного действия на голосовую функцию. Во всяком случае, во многих, даже парадоксальных приемах, всегда можно найти крупицы истины, рациональные зерна, которые могут дать хорошие всходы, если их разумно применить.
Мышечными приемами пользуются во всех областях, связанных с обучением различным движениям: в спорте, в балете, при обучении игре на музыкальных инструментах и т.п. Ценность этого метода не вызывает сомнений. Однако положительные качества легко переходят в отрицательные, как только прием становится нецелесообразным для данного индивидуума. Всем известны, например, случаи перестройки голоса, резкого изменения координации — переучивания, которое осуществляется, как правило, теми или иными мышечными приемами. Это переучивание далеко не всегда заканчивается удачей. Новые мышечные приемы разрушили старую координацию, привели к образованию новой, но менее удачной. Вместе с этим и голос потерял свои лучшие качества.
Осторожность и постоянный слуховой контроль должны быть необходимыми спутниками этого метода больше, чем какого-либо другого.
Уважаемые авторы! Убедительно просим Вас подтвердить свои права на обзоры.
Для этого необходимо выполнить несколько простых шагов.
Оставить комментарий через VKontakte:
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.