Оглавление

Гомофонические формы

Период простейшего строения

Усложнения периода

Русская народная песня

Простая двухчастная форма

Трехчастная форма

Сложная трехчастная форма

Тема с вариациями

Рондо

Сонатная форма

Рондо-Соната

Циклические формы

Смешанные формы

Вокальные формы

Рондо-сонатой называется форма, в которой:
1) имеется основной признак рондо — проведение главной партии не менее трех раз;
2) среди эпизодов, расположенных между ее проведениями, первый и третий1 тематически одинаковы; при этом тот, который помещен раньше, идет в подчиненной тональности, другой же — в главной.
Первоначальная схема, которую можно считать основной, заключает в себе четыре проведения главной партии.

untitled-1

Ни экспозиция, ни реприза не повторяются.
В приведенной первоначальной схеме сходство с другими разновидностями рондо в четырехкратном проведении главной партии (А); особенностью же является тематическое сходство первого и третьего эпизодов (В и В1), благодаря чему эти части принято называть не эпизодами, а побочной партией.
Как было сказано выше, название эпизода прилагается почти всегда к элементам неповторяющимся. Наличие связующих частей не может считаться достоверным признаком отличия, так как в иных разновидностях рондо они также встречаются, хотя и не всегда.

Сходство с сонатной формой проявляется прежде всего в наличии побочной партии, которая первый раз проводится в подчиненной тональности, а второй раз — в главной. Кроме того, главная и побочная партии соединены связующей частью, которая здесь часто более развита, чем в простом рондо, и тем самым очень напоминает связующую часть сонатной формы. Основное же отличие от сонатной формы заключается в возвращении главной партии после побочной благодаря чему экспозиция получает контуры замкнутой трехчастной формы с репризой, оканчивающейся в главной тональности.
Затем отличие рондо-сонаты от сонатной формы содержится в средней части всей формы, являющейся эпизодом, а не разработкой. Впрочем, это отличие несколько менее достоверно, чем предыдущее, так как в сонатной форме иногда разработка заменяется эпизодом и, наоборот, в рондо вводится разработка вместо эпизода.
Таким образом, в рондо-сонатной форме отчетливо сказываются черты влияния сонатной формы на рондо. Это влияние в ряде случаев заходит довольно далеко, как будет показано ниже. Общим для обеих форм, в большинстве случаев, является преобладание относительно скорых темпов.

Экспозиция. Главная партия

Первый крупный раздел всей формы, включающий в себя повторение главной партии, называется экспозицией.
Главная партия, в наибольшей мере определяющая общий характер произведения как по своему местоположению (в начале и конце экспозиции и репризы), так и количественной стороной (четырехкратность ее проведения во всей форме), большей частью сохраняет общие черты, свойственные темам рондо. Сюда прежде всего относится оттенок танцевальности или песенности, свойственной очень многим образцам рондо-сонаты. С этим непосредственно связана и форма главной партии, как правило, квадратная и замкнутая. Чаще всего встречаются главные партии в простой двухчастной форме, реже — в трехчастной (см. Бетховен. Рондо, ор. 52 № 2). Отличие от преобладающего типа сонатной формы, таким образом, есть и в характере тематики и в строении главной партии, так как в сонате она редко представляет собой двух- или трехчастную форму. В тех случаях, когда главная партия рондо-сонаты — один период, сложный (см. Бетховен. Соната, ор. 22, финал), а в особенности простой (см. Бетховен. Соната, ор. 14 № 1, финал), приближение к сонате становится большим.

Связующая партия

Связующая партия в общих чертах напоминает связующую партию сонатной формы, в частности своим предназначением — создать модуляционный переход к новой теме.
С тематической стороны, как и в сонате, связующая часть строится на материале главной партии, особенно если последняя коротка и нуждается в некотором дальнейшем развитии. Тем самым связующей партии и здесь может быть придан характер как бы второго предложения главной партии (см. Бетховен. Соната, ор. 14 № 1, Финал). В других случаях материал связующей партии самостоятелен.
С гармонической стороны существенным является модулирование, заключенное в связующей партии, которое, как это большей частью бывает, начинается не сразу и даже после дополнительных каденций на главной тонике После достижения требуемой тональности побочной партии чаще всего происходит задержка на ее доминанте, для создания предыктового напряжения. Это, как известно, -общая черта большинства связок. Замыкание связующей партии новой тоникой мало типично и для рондо-сонаты.
Строение связующей партии в рондо-сонате не имеет особенно характерных черт. Она большей частью представляет собой ряд построений, не образующих периода. Длина связующей партии, как правило, невелика, и с ее малой развитостью связано то обстоятельство, что в ней часто не бывает кульминации всей части, ранее побочной партии, как это нередко наблюдается и в сонатной форме.
Иногда связующая партия отсутствует (см. Бетховен. Квартет, ор. 18 № 4, Финал).

Побочная партия и повторение главной партии

Побочная партия рондо-сонаты, как и в сонатной форме, в той или иной мере контрастирует с главной партией.
С мелодико-тематической стороны контраст бывает различным, но без смены темпа. Так, в финале сонаты Бетховена, ор. 26, отрывочные ритмы новой темы как бы находятся «на поверхности» движения главной партии в сопровождении; в финале его же сонаты, ор. 28, ритм побочной партии сходен с ритмом баса главной партии; в финале сонаты, ор. 7, при очень плавной и преимущественно кантиленной главной партии, побочной партии придан несколько скерцозный характер и совершенно новый рисунок. Таким образом, контраст главной и побочной партий может быть производным, а также контрастом сопоставления.
Побочная партия почти всегда однотемна.
С гармонической стороны существенно изложение побочной партии экспозиции непременно в подчиненной тональности, как в сонатной форме. Выбор тональностей примерно тот же, какой принят для сонатной формы (но предпочитаются самые типичные соотношения). Побочная партия обычно однотональна (не считая отклонений) и заключается полной каденцией в своей тональности, но бывает и разомкнутой.
Со стороны строения побочная партия чаще всего представляет собой один период из двух предложений. К нему иногда примыкает некоторое количество дополнений, образующих род заключительной партии. Но и в этом случае побочная партия в целом имеет небольшую длину, не разрастаясь так, как это часто имеет место в сонатной форме.
Если оставить в стороне характер музыки и внутреннее строение тем, часть экспозиции с ее начала до конца побочной партии общим расположением элементов близка к сонатной экспозиции. Но после побочной партии вступает связующая часть, иногда довольно пространная, которая ведет к повторению главной партии. Связующая часть, как это вообще часто бывает, содержит в себе предыкт в гармонии» а иногда и мелодико-тематическую подготовку.
Повторение главной партии в конце экспозиции, служащее, как сказано, главным отличительным признаком рондо-сонаты, всегда соединяет в себе репризность тематическую и тональную, благодаря чему экспозиция оканчивается в главной тональности. Повторение часто полное иногда с варьированием орнаментального порядка или небольшими фактурными изменениями; иногда же встречается лишь частичное повторение (см. Прокофьев. Четвертая соната, ор. 29, финал) или повторение, превращенное в своем конце в связку к среднему эпизоду (см. Бетховен. Соната, ор. 7, финал).

Средний эпизод. Связующая часть

 

За экспозицией следует контрастирующая часть, называемая средним эпизодом.
В тематическом отношении контраст между средним эпизодом и крайними частями (экспозицией и репризой) более значителен, чем внутри этих частей, то есть между главной и побочной партиями. Вследствие этого, средний эпизод по своей функции, да и местоположению, весьма близок к трио сложной трехчастной формы. Однако диапазон контрастов в рондо — значительно меньший, потому что оживленный темп на протяжении всей формы, как правило, не меняется, как и в сонатной форме классиков.
Со стороны гармонии прежде всего важно тональное контрастирование среднего эпизода с главной партией, так как средний эпизод всегда идет в подчиненной тональности. Выбор тональностей также, в известной мере, напоминает трио сложной трехчастной формы.

untitled-2

Иногда встречается и какая-нибудь другая тональность, но, во всяком случае, не та, в которой изложена побочная партия экспозиции.
Подобно трио, средний эпизод вводится без перехода, посредством тонального или ладового скачка, но иногда встречается и связка от экспозиции к среднему эпизоду (см. Бетхозен. Соната, ор. 14 № 1, финал). Между средним эпизодом и общей репризой связующая часть имеется почти всегда.
По своему строению средний эпизод,— обычно простая двух- или трехчастная форма, изредка — период, что также роднит его с трио. Обычны повторения частей, употребительные в простых формах:

untitled-3

Повторение заключительной части эпизода может перерасти в связующую часть, при внесении модулирования к общей репризе. Если же повторение ее буквально, то связующая часть представляет собой новое построение, лежащее за пределами самого эпизода (см. Бетховен. Соната, ор. 7, финал).

Общая реприза

 

Полная реприза, как видно из схемы, данной в начале этой главы, заключает в себе все составные части экспозиции, расположенные в том же порядке.
Проведение главной партии делается полным или несколько измененным в сторону сокращения или расширения (менее типично). Помимо орнаментального варьирования, встречается и большая динамизация посредством внесения новых тональных отношений. Примеры: финал сонаты Бетховена, ор. 2 № 2, в котором четвертое проведение главной партии имеет совершенно новое отклонение в F и h при главной тональности A-dur; в финале его же сонаты, ор. 7, четвертое проведение главной партии содержит также новое отклонение в Е (Fes) при главной тональности Es-dur.
Ради динамизации, четвертое проведение главной партии иногда пропускается вовсе, будучи заменено кодой, основанной, хотя бы частично, на ее материале.
Изредка встречается мнимая реприза (см. Бетховен. Соната для виолончели с ф-п., ор. 5 № 2, финал).
Связующая партия перестраивается таким образом, чтобы конец ее приводил к главной тональности.
Побочная партия полностью переносится в главную тональность, как в типичной сонатной форме. Своеобразный случай — помещение побочной партии репризы в субдоминанте: см. Бетховен. Соната, ор. 14 № 1, финал:

untitled-4

со свежим отклонением в F (lib) отвечает формуле распределения тональностей Т—D—S—Т, которая уже многократно упоминалась.

Кода

Независимо от того, имеется или пропущено четвертое проведение главной партии, для рондо-сонаты типично наличие коды. Кода строится как из материала главной партии, так и других частей формы, в том числе и среднего эпизода (см. Бетховен. Соната, ор. 7, финал). Для коды рондо-сонаты типично выявление заключительного характера уже с самого ее начала. Кода в духе второй разработки, в общем, мало свойственна рондо-сонате, видимо, в силу преобладающего характера тематики, более песнеобразной, замкнутой и потому менее пригодной для разработочного развития.

Введение разработки в рондо-сонату

 

Влияние сонатной формы на рондо сказалось в еще большей степени, чем это дает введение повторяющейся побочной партии и связующих частей. Средний эпизод уже у Моцарта, а особенно у Бетховена и позже иногда заменяется разработкой и форма рондо-сонаты принимает следующие очертания (см. Скрябин. Концерт для ф-п. с оркестром, ор..20, финал):

untitled-5

Если разработке подвергнута тема главной партии, то первое ее проведение в репризе иногда пропускается, но остается последнее, так как иначе была бы утрачена особенность всякого рондо — проведение главной темы не меньше трех раз. Такая схема близко напоминает сонатную с зеркальной репризой:

untitled-6

но основное отличие — повторение главной партии в конце экспозиции и окончание последней в основной тональности— остается в силе. Пример: финал третьей фортепианной сонаты, ор. 24, Скрябина.

Область применения рондо-сонатной формы

Рондо-соната, как можно было заметить по ссылкам на примеры, наиболее часто встречается в качестве финала (последней части) крупных циклических форм (сонаты, квартеты, трио и т. д.), то есть там, где довольно обычны и другие разновидности рондо и где особенно уместна разграниченность и определенность окончаний частей. В прочих частях циклической формы рондо-соната сравнительно редка (см. Глазунов. Скерцо из второй сонаты для ф-п.; Мяковский. Скерцо четырнадцатой симфонии).
Иногда отдельные произведения строятся в форме рондо-сонаты.

Наверх! Запостить!