Оглавление
Большие и сложные периоды
В предыдущей главе рассматривались глазным образом периоды умеренной длины (не более 16 тактов), с равными предложениями. Наряду с ними встречаются периоды, также состоящие из равных предложений, но большей длины. Например, возможны периоды протяжением в 32 такта (Шопен. Полонез As-dur), в 40 тактов (Шуберт. Соната, ор 53, Скерцо) и т. п. В коротких периодах, как известно, встречается тематический контраст элементов, но он сравнительно редко бывает очень сильным. Для образования больших периодов умеренный контраст может оказаться недостаточным и поэтому иногда вводятся тематические образования, которые значительно отличаются от начала предложений (см. оба названных примера).
Кроме того, существуют и такие периоды, каждое предложение которых пригодно для существования в качестве самостоятельного периода и называемые поэтому сложными. Они, обыкновенно, похожи на простой период сходством начал обоих предложений:
Как видно из примера, одно из предложений может оканчиваться модуляцией.
К сложным также относятся крупные периоды, в которых каждое предложение делится на тематически сходные построения, благодаря чему образуются подряд четыре части, сходные по началам. Это самый типичный случай:
Периоды из неравных предложений. Внутреннее расширение
В рассмотренных выше периодах пропорциональность выражена в простом равенстве предложений. Но, наряду с ними, есть множество периодов с неравными предложениями. В них количественное соответствие лишь приблизительно и часто имеет второстепенное значение, а ведущая роль принадлежит какому-нибудь иному фактору.
Среди них наиболее распространены периоды с тематически сходными предложениями, из которых второе расширено по сравнению с первым.
Расширением будем называть повторное проведение какого-нибудь построения с увеличением его длины (с возможными иными изменениями частностей)1. Такое расширение является внутренним, так как построение разрастается, приобретает большую длину, но остается все же одним построением с одной главной каденцией. Расширение всегда приводит к более широкому развитию музыкальной мысли в рамках периода. Расширение обычно нарушает структурную периодичность и нередко помогает образованию главной кульминации во втором предложении.
Приемы расширения:
а) Повторение какого-нибудь элемента, чаще всего сек-вентное или секвенцеобразное, но иногда и простое, варьированное или имитационное:
Эти приемы могут придать части предложения срединно-разработочный характер (см.§ 8).
б) Более сложное и разнообразное развитие элементов первого или второго (если они несходны) предложений, иногда с введением новых тональностей:
Те же приемы могут быть приложены ко всякому построению вообще, в том числе и к заключительному предложению периода, если оно несходно с первым.
Дополнение
К любому построению, в том числе к периоду, может быть-присоединено дополнительное построение. Такое построение приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция, называется каденционным дополнением. Его главный смысл — подтверждение основной каденции. Не входя в состав основного построения и примыкая к нему извне, каденционное дополнение образует внешнее расширение:
Каденционных дополнений может быть несколько подряд. В таких случаях они нередко укорачиваются (дробление):
Дополнение может быть основано на материале главного построения (см. пример 81), а также на новом материале. Иногда в дополнении проводится краткая тематическая реприза (см. Скрябин. Прелюдия, ор. 11 № 5).
Сокращение
Иногда второе из двух сходных построений, в частности предложений в периоде, короче первого. Повторное проведение какого-нибудь материала с уменьшением его длины будет называться сокращением.
Наложение. Вторгающаяся каденция
Иногда образуется совпадение заключительного такта одного построения с начальным тактом следующего, что называется наложением:
Наложение чаще всего сопровождается каденцией, которая завершается в первом такте следующего построения и называется поэтому вторгающейся. На почве наложения может произойти сокращение.
Реприза в периоде
Реприза может образоваться в дополнении. Ее проведение возможно и в конце самого периода:
что придает периоду своеобразную закругленность, вносимую репризой вообще.
Период — самостоятельная форма
В форме периода очень часто излагаются темы произведений, и, тем самым, период входит как обособленная часть в более крупное целое. В то же время, существуют и многочисленные короткие произведения, представляющие собой один период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой.
В области инструментальной музыки, в форме одного периода сочиняются почти исключительно прелюдии, то есть небольшие, вполне самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение (один образ). Этот тип прелюдии впервые культивировался Шопеном, до которого прелюдии писались в иных формах (Бах).
Самостоятельный инструментальный период сравнительно редко имеет чисто периодическое строение; это наблюдается, скорее, при песенно-танцевальном характере тематики (Шопен. Прелюдия A-dur). Вообще более типичны структурные контрасты. Наиболее распространен тип периода из двух предложений, с расширением во втором из них, что часто связано с подъемом к кульминации (Шопен. Прелюдия C-dur), образующейся в нем. Встречаются периоды из трех предложений (Шопен. Прелюдия E-dur) и сложный 'период (Шопен. Прелюдия cis-moll).
В вокальной музыке период, как самостоятельная форма, употребителен почти исключительно в куплетной (строфической) песне. Так называется песня, в которой музыка повторяется неизменно или слегка варьируется, а текст при каждом ее повторении — новый. Музыке, по возможности, придается характер обобщающий, пригодный для всех куплетов текста.
В периодах, особенно коротких, второе предложение иногда повторяется как бы вместо припева:
Вступление и кода
В инструментальных, а чаще в вокальных самостоятельных периодах встречаются вступления разных типов и заключения, большей частью короткие (см. вступление к прелюдии b-moll Шопена, заключение к его же прелюдии C-dur, вступление и заключение к романсу «Скрой меня, бурная ночь» Даргомыжского). Вступления иногда бывают перед каждым предложением периода (Шопен. Прелюдия a-moll) Заключение всего произведения (но не его части), как известно, называется кодой. В мелких произведениях начало коды обычно не обозначается в нотном тексте и распознается по типичным признакам заключительного изложения.
В коде возможна тематическая реприза. Иногда кода очень разрастается (см. Чайковский. «Осень», ор. 54 № 14).
[...] Усложнения периода [...]