Аранжировка
Глава 1 |
Глава 2 |
Глава 3 |
Глава 4 |
Группа саксофонов
Саксофоны в оркестре – самая гибкая группа. Им подвластны все: кантилена, виртуозная техника, тесная и широкая гармонии… Баритон – нижний голос в группе, т. н. педаль. Он может удваивать басовую партию в оркестре, выступать как самостоятельный голос в группе, участвовать как гармонический голос в медной группе.
Группа саксофонов по диапазону занимает три октавы с секстой. Тэд Джонс, например, применяет в своей группе сопрано строя «си-бемоль», что позволило расширить диапазон, придав группе более резкий характер.
При создании партитуры для саксофонов следует помнить, что:
- альт и тенор в унисон дают звук тенора;
- альт и тенор в октаву дают звук альта;
- тенор и баритон в унисон дают звук тенора;
- тенор и баритон в октаву дают звук баритона;
- альт и баритон в унисон дают звук тенора;
- альт на октаву выше тенора и баритона в унисон с альтом дают звук альта.
Построение аккордов
1. Тесное четырехголосие с перенесением на октаву вниз 2-м голосом.
2. Тесное четырехголосная гармония с перенесенным на октаву вниз 3-м голосом.
3. Тесное четырехголосие с перенесенными 2-м и 4-м голосами на октаву вниз.
4. Тесное пятиголосие (т.н. «блок-аккорд») – тесная четырехголосная гармония с удво¬енным ведущим голосом и перенесенным на октаву вниз 2-м голосом.
5. Тесное четырехголосие с удвоенным ведущим голосом и перенесенным на октаву вниз 3-м голосом.
6. Тесное четырехголосная гармония с удвоенным ведущим голосом и перенесенным на октаву вниз 2-м и 4-м голосами.
В практике все виды тесного, расширенного и широкого расположения можно с успехом комбинировать.
Комбинируя ступени (1,3,5,6,7,9,11,13) можно получить множество аккордов в открытой позиции голосов, которые могут быть использованы для пяти инструментов (пять саксофонов, пять тромбонов). Их используют также для смешанных групп инструментов таких как (сверху вниз): труба, альт-саксофон, тромбон, тенор-саксофон, баритон. Они не слишком удобны в верхних регистрах. Наилучший вариант для них, когда ведущая нота находится ниже «ре» 2-й октавы в скрипичном ключе. Аккорды с открытой позицией голосов можно с успехом использовать как устойчивый фон сопровождения.
Рассмотрим возможные варианты открытых позиций голосов:
Ниже приведенные позиции могут быть применены для четырех саксофонов (лучше альт, два тенора, баритон), для четырех тромбонов или для смешанной группы инструментов.
Следующие позиции могут быть применены для шести инструментов, таких как: два альта, три тенора и баритон или для шести медных (три трубы + три тромбона).
Альтерация ступеней дает целый ряд возможностей заострить гармоническое напряжение.
Гармония и интервалы
В джазовой гармонии очень часто используются аккорды с дополнительными тонами:
- к приме, терции и квинте (мажорного аккорда) добавляется секста, септима, нона в различных комбинациях;
- к малому минорному септаккорду можно прибавить кварту;
- к большому мажорному септаккорду добавляется секста.
В таких случаях возникают пятиголосные гроздевые аккорды (темная гармония), которые могут быть в пределах октавы (а, б) или шире октавы (в).
В группе саксофонов между голосами часто используются интервалы терция и секста: 2 альта, 2 тенора, 2 кларнета.
Фактурное изложение
При создании фактуры необходимо учитывать следующее:
1. Унисон, тесная и широкая гармония, комбинация гроздевых аккордов уже и шире октавы.
2. Внутри группы больше двух приемов не излагается:
- тесная и широкая гармония;
- унисон и гармония.
3. Соло одного голоса альта на фоне педали.
4. Открытое голосоведение. Блуждающая партия альта. Полифоническая гармония.
5. Пастельное голосоведение. Два альта играют соло (в основном в терцию), а остальные саксофоны создают мощную тягучую поддержку-фон.
Схема эффектных расположений нижних голосов:
Тенор 3 3 7
Тенор 5 7 3
Баритон 115
Такая схема подходит для двух тромбонов и баритона.
6. Свободный баритон. Четыре саксофона играют в тесном расположении с перенесенным на октаву вниз 2-м и 3-м голосами. В другом варианте широкого расположения баритон играет независимую партию. Так как эта партия будет преимущественно состоять из продолжительных нот, то в акцентируемых местах одновременно с остальной группой баритон должен играть основной тон или квинту аккорда.
МЕТОД ОРКЕСТРОВОЙ ГРУППЫ САКСОФОНОВ ГЛЕННА МИЛЛЕРА
А.
Кларнет – первый голос.
Два альта – второй и третий голоса.
Два тенора – четвертый и пятый голоса (пятый голос удваивает первый в октаву).
Б.
Два кларнета – первый и второй голоса.
Два тенора дублируют эти голоса.
В.
Два кларнета – первый и второй голоса.
Два тенора – третий и четвертый голоса.
Баритон – пятый голос или контрапункт – по отношению к другим голосам.
Е
Первый тенор – первый голос.
Два альта – второй и третий голоса.
Второй тенор – четвертый голос.
Баритон – пятый голос.
Д.
Кларнет – первый голос.
Два альта – второй и третий голоса.
Тенор – четвертый голос.
Труба – пятый голос.
Если пятый голос низкий для трубы, трубу можно оркестровать вторым или четвертым голосом.
Все выше указанные комбинации пригодны для ритмический пассажей, концовок, как фон для голоса или сольного инструмента, легко уравновешиваются в высоком и низком регистрах на <f> и «р».
Следует избегать пассажей стаккато, так как короткие ноты не позволяют получить хорошей звучности всех голосов.
Группа труб
Труба – транспонирующий инструмент, звучит большой секундой ниже тональности данного произведения. Нотируется на большую секунду выше от строя «с».
Низкий регистр используется редко вследствие неустойчивой интонации, слабой звучности и неясности тембра. Средний регистр обладает ярким выразительным тембром, интонационно наиболее устойчив, отличается сильным звуком. Верхний регистр напряженный, тембр резкий, сдавленный. Группа труб в эстрадно-джазовой музыке (4-5 труб) весьма подвижна как в техническом, так и в динамическом отношениях, за исключением быстрых пассажей в низком регистре.
Аранжировщик должен иметь ясное представление о группе труб в оркестре (для которого он пишет), о каждом его участнике, чтобы знать, кому поручить кантилену, кому -верхние звуки (кто туттист), а кому – импровизацию.
Не нужно забывать о проблемах технической подвижности в крайних регистрах. К выбору регистра тональности нужно относиться внимательно, учитывая возможности того коллектива, для которого пишется партитура.
Октавное удвоение используется тогда, когда задействованы крайние регистры инструмента. Интервалы также используются в группе труб – терции, сексты, кварты, квинты.
Аккордовая фактура у труб:
В самом высоком регистре у трубных аккордов нужно избегать малых и больших секунд между первым и вторым голосами. Секунды в середине и внизу аккорда в верхнем регистре способствуют более устойчивому звучанию группы.
Группа тромбонов
Тромбон – инструмент не транспонирующий, нотируется в басовом и теноровом ключах, но изредка – и в альтовом.
Педальными звуками являются основные тона натуральных звукорядов, входящих в состав семи позиций (не путать педаль с басо-остинато в любом из голосов).
Группа тромбонов в эстрадно-джазовой музыке менее подвижна, чем трубы и саксофоны, в силу технических возможностей. Использование гармонических педалей (последовательностей) в сольных эпизодах создает прекрасный эффект – своеобразную мягкую тембровую «подушку».
В разных регистрах подвижность инструмента весьма различна. Наименее подвижен нижний регистр.
Высокий регистр у тромбона более подвижен, но злоупотреблять быстрыми гаммообразными пассажами не рекомендуется. Последовательности в унисон в быстром темпе весьма неудобны в исполнении.
Особого внимания требуют аккордовые последовательности в быстром темпе. Они менее предпочтительны не только по техническим причинам, но и вследствие акустических возможностей инструмента.
Предложенный ниже пример для групп тромбонов прозвучит хорошо в темпе среднего или медленного свинга. В быстром же темпе получится звуковой абсурд.
Фактически унисон у тромбонов хорошо звучит в среднем и более высоком регистре.
В крайних регистрах (что свойственно любой духовой группе) предпочтительно октавное удвоение.
Интервальное сочетание в группе тромбонов употребляется значительно реже, нежели у других групп.
Надо отметить, что наряду с тесной линией (фон для соло или самостоятельная игра группы) у тромбонов хорошо звучит расширенная и широкая гармония. Последнее желательно не в быстром, а в умеренном темпе, так как нижние голоса в техническом отношении менее подвижны.
Идентичности
Один и тот же тон, исполняемый в одно и то же время двумя или более инструментами, является унисоном. Унисон также представляет собой идентичность, так как разделенные тоны образует один усиленный тон. Октава или двойная октава образуют «зеркальное отражение» одного тона. Они тоже являются идентичностями, хотя на языке оркестра чистый унисон не является тем же самым, что и октава и двойная октава. Тоны унисона в особенности (и в меньшей степени тоны октавы и двойной октавы) стремятся охватить друг друга, взаимно усиливаясь. Объем унисона значительно больше, чем объем производимый звучанием тех же инструментов, играющих аккорд. 2 тромбона, играющие среднее «до», будут звучать автоматически громче, чем 2 тромбона, играющие средние «до» и «ми», хотя бы каждый из исполнителей не делал при этом никаких изменений в объеме звука.
Внутри группы одних и тех же инструментов унисона обычно звучат гораздо лучше, чем октавы, и почти всегда лучше, чем двойные октавы. Большинство духовых инструментов не имеют достаточно большого диапазона, чтобы их можно было растянуть на целую октаву и более. Они не смогут балансироваться. Однако, когда пассажи очень высоки или очень низки, лучше использовать именно октавы, чем «тянуть» все инструменты на края их диапазона.
Необходимо помнить, что существуют различия в звуке между унисоном (чистым), октавой, двойной октавой, но настоящий унисон имеет такую чистоту звука, которая отсутствует в любой форме октавы. Унисоны хороши для пассажей со значительными скачками, в мелодической линии, а также когда мелодический отрезок не поддается гармонизации или технически не исполним.
Чистые унисоны возможны на таком регистровом отрезке, где можно совместно использовать высокие ноты тромбона и низкие ноты труб:
Октавное и двухоктавное удвоение употребляется у труб с тромбонами весьма часто:
Фактический унисон всех духовых БДО возможен в пределах следующего, весьма ограниченного диапазона:
Фраза (среднего регистра) для труб может быть сыграна в настоящем (чистом) унисоне.
Если следующую фразу надо играть в высоком регистре, то трубы перемещаются в октавы.
Когда низкие трубы переходят в низкую октаву, то они должны это делать с минимальным скачком. Впрочем, это относится ко всем духовым.
В высоком регистре в партиях трубы (не более половины) по возможности должны быть расположены в верхней октаве, остаток должен находиться октавой ниже.
Для низких партий, если это возможно, то большая половина труб находится в нижней октаве.
Ансамбль в унисон часто употребляется в оркестре для реализации трудных пассажей как любое техническое средство, помогающее реализовать замысел аранжировщика: трудные пассажи, невозможность гармонизации, вставки, концовки, изложение темы, усиление звучности, тембровой окраски, в других формах – имитации, каноне, полифонии. В общем это довольно-таки мобильное средство, которым надо уметь пользоваться при сочинении.
Сочетание групп
Невозможно дать заранее все рецепты сочетаний групп, так как каждый случай диктует свои способы изложения. Нужно лишь помнить о том, чтобы каждая группа, составляющая общую гармоническую вертикаль, по возможности представляла собой самостоятельно звучащий аккорд, включающий главные ступени данной гармонии.
Расходящиеся и сходящиеся движения голосов – весьма интересный прием. Он эффективен своей неожиданностью, может встречаться где угодно: в начале композиции, в конце, в середине. Все зависит от замысла аранжировщика. Ритм может быть самый разнообразный: триоли, шестнадцатые, восьмые, квартоли и. т.д .
Принципы ансамблевого письма
Искусство ансамблевого письма – очень тонкое дело, которое приобретается долгим опытом. Это одна из наиболее трудных задач оркестровки. Существует четыре основных ансамблевых метода письма, каждый из которых должен быть изучен досконально, начиная с его самой элементарной формы. В жанровой композиции понятие «ансамбль» означает, что все духовые инструменты играют в одно время и что они играют те же самые фигуры в тех же самых ритмах, следовательно, ансамбль и есть расширение мелодической линии. Таким образом, ансамблевое письмо является проблемой комбинирования медной группы с саксофонами. Секция ритма при этом будет либо продолжительно поддерживать пульс ритма, давая дополнительную опору духовым инструментам, либо оставаться менее рельефной в течение ансамбля. Наиболее важным моментом является то, что медные должны быть всегда независимы от саксофонов. Саксофоны в идеальном ансамбле
должны как бы чувствоваться, а не слышаться. Вообще, они являются главной опорой, «позвоночником» всего ансамбля, но чем меньше они заметны (как и деревянные инструменты), тем лучше. Идеальный ансамбль есть медная группа, смягченная группой саксофонов. Основной ансамблевый метод применим к мелодиям небольшого диапазона, мелодия не должна простираться более, чем на чистую квинту, особенно когда группа, для которой она написана, довольно большая (8 медных и 5 саксофонов).
Рассмотрим последовательно все четыре метода. Для достижения хорошего ансамблевого звучания необходимо знать следующее:
1) медные должны звучать в закрытой позиции (тесной гармонии). Самая низкая партия медных должна быть отнесена к основному тону или квинте аккорда;
2) после «озвучивания» голосов медных к ним добавляются саксофоны. Они должны играть простейшие фигуры, состоящие из открытой позиции голосов (широкая гармония). Ведущий альт никогда не может быть выше ведущей трубы, предпочтительно его звучание, по меньшей мере, на кварту ниже. Если самая нижняя партия медных лежит в
пределах низкого диапазона баритона – саксофона, то он обычно дублирует ее. Следует
избегать параллельного движения октавами между медными и саксофонами;
3) саксофонное голосоведение может содержать тоны, которых нет в голосоведении медных. Допустимо, что медные играют, например, С6 в то время, как саксофоны играют С9. Саксофоны не должны играть пониженную нону в то время, как медные играют неальтерированную. Необходимости в согласовании дополнительных тонов между группами нет. Но альтерированные тоны должны согласовываться;
4) саксофоны могут не следовать точному контуру медных, когда медные движутся в другой позиции того же самого аккорда. Нет необходимости для саксофонов менять позиции, если второй аккорд не акцентирован или имеется пространство между двумя аккордами (то есть если в такте одна гармоническая функция). Саксофоны должны не всегда играть все фигуры медных. Иногда они могут просто поддерживать аккорды под ними. Саксофоны должны исполняться в ансамбле медных, как бы поддерживая их, но не выделяясь. Это строгое требование ансамблевого метода письма.
Соединения групп
Выбор того или иного варианта голосоведения должен определяться такими факторами, как:
- диапазон;
- пределы нижних интервалов;
- общий тембр созвучия.
Для упрощения нижеследующих приемов здесь используются только четыре медных и четыре саксофона.
1. Созвучие саксофонов строится от второго голоса медных. Ведущий альт дублирует все время вторую трубу.
2. Созвучие саксофонов строится от третьего голоса медных. Ведущий альт дублирует все время третью трубу.
3. Созвучие саксофонов строится вниз от четвертого голоса медных. Ведущий альт все время дублирует первый тромбон.
4. Часто используется непостоянная линия ведущего альта до гармонизации остальных трех саксофонов группы (то есть ведущий альт берется от любого голоса медных).
Выше были показаны различные варианты широкого голосоведения, но можно, конечно, применить и тесное голосоведение с перенесенным на октаву вниз вторым голосом. Механическое соединение голосов и механические варианты широкого голосоведения весьма эффективны и обычно создают хорошее звучание ансамбля в верхнем, среднем и нижнем регистрах. Рассмотрим еще вариант. 8 медных инструментов (4 трубы и 4 тромбона) и пять саксофонов (2 альта, 2 тенора, баритон) применяются по нижеследующему образцу.
Здесь было бы лучше дублировать: первый альт с третьей трубой; второй альт с первым тромбоном; первый тенор со вторым тромбоном; второй тенор с четвертым тромбоном; баритон на октаву ниже второго тромбона.
Пожалуй, нет более ответственного момента для начинающего аранжировщика, чем соединение групп. Эта тема в их представлении за семью замками. Соединяя группы духовых в один общий пласт звучания, нужно учитывать следующее: регистр духовых, их количество и расположение, характер композиции, темп и динамику.
Если трубы надо гармонизовать в среднем регистре, который у них слабый по звучанию, то лучше их поддержать саксофонами, как бы накрывая голоса труб для усиления их звучания.
Если трубы в ярком игровом регистре, а тромбоны в среднем, то саксофоны желательно писать между трубами и тромбонами, заполняя тем самым внутри пространство.
Если трубы и тромбоны в высоком регистре, то саксофоны должны их поддерживать в
нижнем, при этом не отрываясь от всего пласта, как бы плотно связывая его. Например,
первый альт играет от третьей или четвертой трубы, расположение гармонии у саксофонов – широкое, покрывая нижний диапазон для поддержки всей медной группы.
Еще один очень важный момент: каждая группа духовых: трубы, тромбоны, саксофоны должна звучать как самостоятельная. Аккорды терцовый, квартовый, смешанной структуры и т. д. должны быть четко аранжированы. Вот тогда между группами будет баланс и саунд джазового звучания оркестра.
Смешанная группа инструментов гармонизуется с учетом силы звучания каждого духового инструмента. Если это быстрый пассаж, то учитывается еще и подвижность того или другого инструмента в данном регистре.
1. Хорошее расположение аккорда, мощное звучание:
2. Саксофоны частично покрывают медь:
3. Саксофоны плотно связывают:
4. Чем дальше саксофоны отделены от медных, тем хуже качество звучания:
5. Примеры идеального баланса смешанных духовых инструментов:
6. Доминируют медные, саксофоны поддерживают:
7. Полное мощное оркестровое звучание:
8. Полигармонии:
9. Более компактное, выразительное звучание:
Главное правило при расположении любой комбинации инструментов может быть сформулировано так: определите характер общего звучания, который лучше всего соответствует той музыке, которую вы пишете (должен ли это быть большой, мощный, открытый звук или легкий и интимный? Должно ли это быть тесное и конкретное, максимально компактное звучание или мягкое и полное? Должно ли оно подходить для быстрого движения или следует подчеркнуть вертикаль? и т. д.), а затем комбинируйте инструменты способом, наиболее подходящим к вашим задачам. Следует обратить внимание на то, что линию каждого инструмента нужно делать как можно более мелодичной в рамках предписанных аккордов. Это вопрос правильного голосоведения. Каждая группа инструментов аранжируется таким образом, чтобы она звучала сама по себе, в дополнение к общему
звучанию других групп оркестра. В больших ансамблях медных, особенно в крепкой ритмической музыке, хорошо октавное дублирование. В балладах или деликатных педалях
октавное дублирование вызовет чрезмерное усиление звучания пласта и должно избегаться. Как общее правило, аккорды с высокими ступенями звучат лучше, если терции и септимы расположены в средне-низком регистре, где они наиболее звучны. Это окрашивает общее звучание оркестра. Верхний регистр следует сохранить для больших септим, нон, 11 и 13 ступеней для достижения максимума блеска. Как правило, квинты – наиболее важный тон, но в аккорде с высокими ступенями они могут заметно ослабить общую звучность аккорда, поэтому они обычно пропускаются, кроме очень больших ансамблей. В небольших группах медных терция часто пропускается в пользу более высоких ступеней аккорда (секст, повышенных нон и т. д.) с целью получить иллюзию большого ансамбля. Конечно же, это далеко не полный перечень соединения инструментов, но узловые моменты нами рассмотрены, и начинающему аранжировщику, надеюсь, не придется искать свет в конце тоннеля или блуждать по темным коридорам в поисках выхода.
Сурдины в медной группе
Для достижения дополнительной окраски (саунда) используются сурдины. Все сурдины
в медной группе обладают общей характеристикой: они заметно меняют звучание инструментов, уменьшая их объем и воздействуя на окраску звука. Сурдины медной группы ограничивают сам инструмент. Крайние ступени диапазона (регистры инструментов) как бы отрезаны. Быстрые пассажи иногда тяжело исполнимы. Сурдина как бы связывает звук. Трудно бывает достичь хорошей интонации, затрудняется при этом и процесс артикуляции. Тем не менее, умелое их применение, особенно с деревянными, дает целую палитру красок.
Сурдины делятся на два типа.
1. Сурдины, которые вставляются в раструб инструмента:
1) Straignt mute – прямая;
2) cup mute – чашечная;
3) hurmon mute – колористическая.
2. Сурдины, накрывающие раструб инструмента, и те, которые держатся около него:
1) plunger – свободный характер;
2) velve tone – велве-тон;
3) hat – металлическая или фибровая «шляпа».
Сурдины первого типа сильно изменяют и значительно смягчают звучание инструмента, ограничивая при этом регистровое использование. Сурдины второго типа меняют звук инструмента гораздо слабее и служат, в основном, для окраски звука, не влияя значительно на тембр и регистр.
[...] Глава 2 [...]
[...] Глава 2 [...]