Аранжировка
Глава 1 |
Глава 2 |
Глава 3 |
Глава 4 |
В данной статье рассматриваются правила аранжировки оркестровых инструментов и их групп.
Если у Вас возникают трудности в понимании использованных терминов, – то прочитайте следующие статьи: Сольфеджио и фортепиано, Основы оркестровки.
Ударные в оркестре
В настоящее время разработана четкая система записей партий всех инструментов, входящих в ударную установку на нотном стане. При ней все инструменты нотируются штилями вверх. Хотя возможны и другие варианты нотной записи.
В современных ритмах барабанщик не ударяет по большому и малому или по том-томам одновременно. Такая игра встречается в основном в акцентах. Большинство ритмов играется по закрытому хэту, в то время как по дробному барабану (малому) играются синкопы, акценты.
Надо заметить, что почти всегда в фактуру включён большой барабан. В латиноамериканских ритмах участвуют большая тарелка и акцентирующие том-томы. Звучание открытого хэта всегда подкрепляется малым (дробным) барабаном, но чаще – большим. Если надо играть всем ансамблем какие-либо синкопы большой протяженности, то используют барабаны и тарелку.
А коротко звучащие – только малый, дробный и закрытый хэт.
Если барабанщик должен играть какие-либо вставки-брейки в паузах ансамбля, а Вы не уверены в правильности записи их, то нужно барабанщику выписать ритмическую канву ансамбля, а в паузах написать "фил ин" (т.е. запомнить), барабанщик сам справится с этой задачей. Надо лишь указать ему характер соло, то есть мелкие или крупные длительности, динамику.
При написании аранжировки надо тщательно выверить темп с метрономом. Неверный расчёт темпа может приобрести суетливый, сумбурный характер, потерять остроту и динамику. Сделав аранжировку непригодной к исполнению, а сам труд напрасным.
Свинг
Свинг – ритмическая пульсация.
разновидность среднего, быстрого темпа свинга от J= 60 до J = 160
Акценты на 2-ю и 4-ю доли такта (оф-бит) иногда не исполняются, и тогда ритм приоб¬ретает большую плавность. Широко распространена разновидность свинга под названием «шафл». У нас она известна как «стрит». Исполняется несколькими способами в зависимости от темпа и характера. В исполнении ритма «шафл» необходимо соблюдать триольную пульсацию, иначе появится неровность ритма.
Диксиленд
В эстрадно-джазовой музыке преобладают 2-, 3- и 4-дольные метры, с середины 60-х годов используется аккомпанемент на 5/4 (3+2).
Может быть и обратное ритмическое движение (2+3).
Босса-нова
Этот ритм родился в конце 50-х годов на основе бразильской самбы. Его создание приписывают известным певцам и гитаристам Антонио Карлосу Жобиму и Жоао Жильберто. Для босса-новы характерно постоянное звучание гитары, импровизирующей ритмически разнообразную партию, которая насыщена альтерированными ступенями. Ударные играют метрическую сетку ровными восьмыми с характерными акцентами. Следует знать (помнить), что в босса-нове гитара не дублирует те акценты, которые играет барабанщик.
Самба
Для этого ритма характерно использование альтового и басового томов. Фортепиано в
ритмической сетке не участвует.
Танго
Танго – 4-дольный танец, но часто записывается на 2 четверти. В таком случае исполняется на 4/8.
В латиноамериканских ритмах много общего. Поэтому в современных курсах инструментовки их изучают не дробя на отдельные ритмы (самбы, босса-нова, мамба), только обозначают «латин».
Ритмическое смещение
Смещение на одну восьмую. При этом ритмический рисунок повторяется 8 раз, но при каждом повторении вставляется восьмая пауза. В результате этого ритм, который начинался на первый бит 1-го такта, продолжается со второго бита 2-го такта, третьего и т. д. до тех пор, пока данный ритмический рисунок не сместится на целый такт.
Дубль ритм
Это чувство восьми долей в такте на 4 четверти. Дубль ритм можно записать точно, если мысленно разделить такт не на две, а на четыре части, сократив длительность каждой ноты или паузы на половину. Дубль ритм используется только в медленных темпах и балладах.
Ритмическое упреждение
Ноту, приходящую на основную долю такта, можно упредить путем взятия ее раньше на одну восьмую положенного счета.
Свинг
Создается путем такого комбинирования акцентов, когда хотя бы один из них приходится на слабую долю.
Бас в оркестре
Бас должен образовывать хорошую связь с ведущим голосом мелодии. По возможности он должен двигаться противоположно или наклонно к ведущему голосу. Октавы, терции, сексты и чистые квинту могут использоваться где угодно. Большие секунды, малые септимы, увеличенные кварты можно тоже применять, но с большей осторожностью. Они менее диссонантны, когда образуются между основными тонами аккорда. Другие интервалы должны использоваться с осмотрительностью.
Есть много способов заполнения басовой линии.
Гаммообразный стиль басовой партии ныне очень широко распространен и разумен, ибо обеспечивает соответствующий баланс между тяготением и разрешением. Гаммообразный бас обычно должен иметь тонику аккорда в ритмически важных метах. Это сильно ритмические области в музыкальной композиции находятся на первой доле нечетных тактов. В некоторых композициях возможности варьирования басовой партии невозможны в связи с быстрым темпом. В таком случае играется просто тоника каждого аккорда. В восьмитактовой мелодии, например, это первая доля 1-го такта, которая имеет наибольшее ритмическое напряжение. А следующая сильнейшая должна быть на первой четверти 3-го такта.
Соответственно, те же принципы сохраняют силу относительно долей отдельного такта. Нужно стараться установить последовательность, в которой используемые ноты создавали бы хорошую естественную мелодическую линию, которая должна полностью соответствовать указанным аккордам. Надо избегать некоторых аккордовых звуков, следующих один за другим, а аккордовые ноты использовать на 1-й и 3-й долях такта.
Гармоническая последовательность пьесы не всегда находится в соответствии с такими образцами. Часто можно обнаружить четырех-четвертное построение, имеющее один аккорд в каждом такте. Но изредка смена аккордов может встречать только однажды: на два такта или на каждую четверть.
Бас может подчеркивать партии других инструментов, присоединясь к ним.
Контрабас со смычком («арко») обладает мягкостью, плавностью. «Арко» наиболее хорошо звучит, когда звуки расположены на пяти линейках.
Гитара в оркестре
При написании партии гитары необходимо точно выверить совпадение каждого аккорда с гармонической вертикалью оркестровых групп с учетом различных альтераций, задержаний и т.д. (то есть, соблюдать правило занятого звука).
При соблюдении правила занятого звука очень важно учитывать быстроту движения аккордов или одного голоса, создающего чередование неаккордовых и аккордовых звуков. В предыдущем примере гитарное движение четвертями по гармонии должно совпадать у гитары с медной группой. При движении восьмыми в быстром темпе гитаре следует
избегать частой смены гармонических вертикалей.
Мелодическое положение аккордов при аккомпанементе не имеет большого значения. Важно лишь, чтобы различные аккорды при заполнении соединялись логично с сохранением определенной регистровой зоны.
Если аранжировщику необходимо соблюсти точное мелодическое расположение аккордов на гитаре, то не обязательно записывать весь аккорд нотами, а достаточно при буквенном обозначении написать один мелодический голос.
Рояль в оркестре
При написании партии для фортепиано аранжировщик должен исходить либо из нужного стиля
игры, либо из требований аранжировки. Простейшая фортепианная партия представляет из себя комбинацию баса и гитары. В определенных обстоятельствах желательно обозначать мелодическую линию, которой бы руководствовался пианист во время свой импровизации.
Фортепианную партию такого типа нужно писать, если:
- требуется особый эффект;
- пианист не способен написать собственную партию на основе обозначенных аккордов и басовой линии. При написании такой партии нужно учитывать следующее:
- левая рука должна дублировать партию баса;
- ритмические пассажи не писать выше 1-й октавы;
- сохранять плавное голосоведение между аккордами в правой руке;
- трактовать фортепиано как ритмический инструмент.
Традиционные танцевальные ритмы
Фокстрот
В партиях рояля, баса и ударных ритмически подчеркиваются все доли такта, хотя ни одна из них не акцентируется. Мелодия развивается свободно в манере свинга.
В данном примере партия ритмической группы ничем не отличается от предыдущего. Но мелодия медленного фокстрота обладает большей плавностью и напевностью.
Следующий пример демонстрирует другой вид ритмического сопровождения (слоу). В партиях инструментов чередуются ритмические фигуры пунктирного ритма.
Буги-вуги
Общий контур этой фигуры охватывает 2 такта, образуя короткий повторяющийся мотив. Мелодия построена на пунктирном ритме, который подчеркивается в партии рояля, гитары и ударных.
Рок-н-ролл
Мелодия состоит из коротких острых по ритму попевок, часто повторяющихся. Мелодическое движение баса сходно с буги-вуги. Акцент второй и четвертой долей такта в партиях правой руки рояля, гитары, малого барабана и тарелок.
Танго
Этот танец латиноамериканского происхождения известен с начала XX века. Рассмотрим несколько танцев латиноамериканского происхождения.
Танго-Аргентина. Мелодия строится на чередовании мелких длительностей и синкоп. Ритм аккомпанемента – чередование восьмых с обязательным акцентов у всех инструментов на 4-ю долю такта.
Танго-хабанера. Возник на основе испанского народного танца. Ритмическая фигура аккомпанемента – восьмая с точкой, шестнадцатая и две восьмых.
Медленный рок
Характерные черты медленного рока – плавная мелодия и триольный остинатный ритм сопровождения.
Твист
Отличительной чертой ритма является беспрерывное чередование восьмых в аккомпанементе (удары по тарелке сочетаются с ударами по малому барабану). Линия баса синкопирована.
Румба
Мелодия ее в большинстве случаев содержит чередование широкого распева с синкопированной ритмикой. Движение баса строится так: на 4-й восьмой такта возникает синкопа, которая и порождает ритмическую формулу танца. В партиях ударных акцентируются 1-я, 4-я и 7-я восьмые каждого такта.
Бегин
Мелодия широкая, песенного склада, в партиях рояля, гитары и малого барабана синкопы из двух коротких восьмых. Бас подчеркивает 1-ю, 3-ю и 4-ю доли такта.
Самба
Этот танец бразильского происхождения. Ритмическая формула самбы – двутакт. В первом такте фиксируются первые три долю. Во втором – синкопированная фигура.
Мамба
Родина – Куба. Ритмическая ячейка – один такт с характерным дроблением второй половины.
Ча-Ча-Ча
Танец близок к мамба. В аккомпанементе – бас с пропущенной второй долей, чередование двух восьмых на 2-ю и 4-ю доли такта в партиях рояля и гитары.
Босса-нова
Ритмическая формула – 2 такта. В аккомпанементе – сложное сочетание ритмов.
Шейк
Напоминает твист, но отличается от него своеобразными перебоями ритма.
Мы рассмотрели основные ритмические рисунки, встречающиеся в танцевальной и джазовой музыке. Эти рисунки с успехом можно применять в повседневной практике, по-своему моделируя тот или иной рисунок.
[...] Глава 1 [...]
[...] Глава 1 [...]