Сольфеджио и фортепиано
В данной статье даны основы сольфеджио, знание которых не достаточно для того чтобы виртуозно играть на клавишных инструментах, однако они облегчат путь к совершенству! Конечно же, если у Вас есть возможность брать частные уроки по фортепиано – непременно воспользуйтесь ею! Ну а если нет, то после прочтения данной статьи Вы можете самостоятельно улучшать свои навыки, например с помощью программы karakeyoke. Кроме того, базовые знания сольфеджио нужны не только для того чтобы понимать партитуру, но и для того чтобы понимать музыкантов! В данной статье разъясняется значение множества музыкальных терминов которые Вы не раз ещё повстречаете! Кроме того, в этой статье рассказывается о таком инструменте как фортепиано, что особенно полезно учитывая то что миди сигналы к компьютеру, в основном, поступают от клавишных инструментов. Перед прочтением (или после) рекомендуется прочитать энциклопедию, в которой отдельной рассматриваются все термины.
История создания и конструкция фортепиано
Создателям фортепиано удалось объединить в одном инструменте преимущества многотоновых клавишных (клавесина или клавира) с красотой ударного звука цимбал. Если цимбалист может исполнять одновременно две ноты — двумя руками, то на фортепиано стало возможным извлекать до 10 тонов — по числу пальцев на руках.
С 1711 г. — с момента изобретения итальянцем Бартоломео Христофори молоточкового механизма — сила звука начала зависеть от степени энергичности нажатия на клавиши. Замена деревянной рамы на цельную чугунную дала возможность резко увеличить натяжение струн, что кардинально изменило их звучание. В 1826 г. С. Эрар предложил систему двухрепетиционной механики, позволяющую осуществлять повторные удары молоточка по струне без полного освобождения клавиши, что очень важно при быстром повторении звука. У предшественников фортепиано такой возможности не было — для повторения ноты приходилось вначале полностью отпускать клавишу и лишь затем повторять сыгранную ранее ноту. Изобретение нового инструмента было поддержано широкой музыкальной общественностью. Пионером фортепианной музыки стал Бетховен.
Первые извещения о музыкальных инструментах, называемых «фортепиано» появляются в России в конце XVII в. «На Васильевском острову в 8 линии, между набережной и большой перспективой в доме секретаря Аренца у купца Троязнена продается совсем новый, одним из славных мастеров сделанный инструмент клавесин, фортепиано называемый» — писали в 1771 г. «Санкт-Петербургские ведомости».
С тех пор инструмент сильно изменился.
Современные концертные фортепиано оснащаются тремя педальными механизмами. С помощью правой педали можно продлить звучание струн, когда клавиши отпущены. Кроме удлинения пассажей, опытным пианистам подвластен прием «приглушения» колебаний звучащих струн — при легком нажатии педали механизм глушения отводится от плоскости струн на минимальное расстояние, ограничивая максимальный диапазон их колебаний.
Левая педаль фортепиано приводит в действие систему сдвига всей линейки молоточков с тем, чтобы их бойки захватывали на одну струну меньше. Звук при этом должен становиться тише и мягче. На практике левая педаль приносит больше проблем, чем преимуществ. Особенность музыкального строя фортепиано вынуждает настраивать все струны одной ноты на частоты, слегка отличающиеся друг от друга. Отсутствие одной из струн может привести к явно дисгармоничному звучанию некоторых нот в общем строе инструмента. По этой причине опытные настройщики уменьшают ход клавиатуры настолько, что нажатие левой педали почти не вызывает перемещения молоточков относительно струн. Как показывает практика, большинство исполнителей небольшого обмана не замечают.
Конструкция некоторых моделей фортепиано предусматривает наличие третьей педали, функции которой могут быть различны. В ряде случаев она включает режим репетиции — между молоточками и струнами прокладывается тонкая фетровая лента, заглушающая звучание инструмента. Иные конструкторы идут по пути дальнейшего развития инструмента. В их моделях третья педаль приводит в действие механизм освобождения струн от глушителей.
Отличие от принципа работы правой педали продолжают звучать не все струны, а только те, которые начали колебательное движение в момент нажатия левой педали.
Исследование особенностей резонанса чугунной деки также принесло свои плоды. Оказалось, что если струны расположены не строго параллельно, так, чтобы они расходились веером от линии колков, ближней к молоточкам, то звук получается лучше. Немаловажное знамение имеет размер фортепиано. Чем больше габариты инструмента, тем более качественный звук
можно от него ожидать. Для того чтобы увеличить длину струн без изменения габаритов чугунной рамы, общая линейка струн была разделена на две части разнесенные в разных плоскостях. Это дало возможность расположить басовые струны слева направо, а более тонкие — им поперек — справа налево.
Все эти поистине революционные изменения привели к созданию весьма совершенного в музыкальном отношении инструмента. Вариант фортепиано с горизонтальным расположением струн удостоился особой чести называться «роялем», то есть «королевским» инструментом.
Головная боль для владельцев многих отечественных студий — настрой роялей, точнее отношения с настройщиками. Последние, к сожалению, заинтересованы в том, чтобы инструмент… постоянно расстраивался. Для того чтобы колки прочно сидели в деревянных гнездах, их нельзя слишком час прокручивать. Как утверждают профессионалы, фортепиано достаточно подстраивать два раза в год — в конце весны и осени, когда влажность воздуха в студии или концертном зале более-менее стабилизируется. С другой стороны отечественные настройщики вместо струн высокого регистра зачастую вынуждены устанавливать… обычную стальную проволоку, приобретенную на хозяйственном базаре. Кстати, у фортепиано все струны стальные, лишь басовые обернуты медной проволокой.
Не меньшие проблемы доставляют механические шумы, возникающие в системах педалирования. Увы, хорошие настройщики — это, как правило бывшие музыканты, не всегда владеющие механикой. И еще один экскурс в теорию механики. Несмотря на то что корпус рояля снабжен колесами, этот инструмент нельзя считать мобильным. Из курса «Сопротивление материалов» известно, что передвижение массивной конструкции приводит к небрежным механическим деформациям.
Кроме субъективных причин у качества настройки имеются и объективные. Фортепиано настраиваются в равномерно-темперированном строе, что создает ряд проблем с настройкой интервалов. Коротко суть вопроса можно изложить так: Настроить чисто все интервалы невозможно, большая чистота одних интервалов может быть достигнута лишь за счет меньшей чистоты других. Кроме принципиальной несимметрии, заложенной в строе, у всех струнных инструментов имеется и иная проблема, упоминавшаяся выше. Теоретическая модель заложенная в основу равномерно-темперированного строя, предполагает одно, но очень важное упрощение: считается, что струна имеет бесконечную длину. Поскольку длина реальной струны ограничена, то она, кроме основного тона, создает высокие обертоны, имеющие слегка негармонический характер. Чем короче струна, тем более ярко выражено описываемое явление.
Для настройки фортепиано предложено немало технологий. Одна из них заключается в следующем. Следует добиваться равномерной темперации равными биениями в больших секстах и больших терциях (квинтсекст малого вводного септаккорда). Для этого полутоновой фактор нужно приравнять к значению 1,059553334 (корень 12 степени из 2,002044, где 2,002044 — рекомендуемый октавный коэффициент). Напомним, что для стандартной равномерной темперации полутоновый фактор равен 1,059463094, октавный коэффициент — 2,0. В результате при ля, равной по камертону 440 Гц, нижнее ля малой октавы составит 219,8 Гц, то есть останется в зоне восприятия октавы как чистого интервала.
И еще одно любопытное обстоятельство, которое существенно осложняет настройку музыкальных инструментов, в том числе и рояля: в первые две секунды после нажатия на клавишу фортепиано, например, ля первой октавы, наблюдаются колебания основного тона. Для указанной ноты, имеющей частогу 440 Гц, вибрация составит ±45 Гц (или 183 цента).
Посадка и положение рук.
Правильная посадка, включая положение рук на клавиатуре, очень важна, поскольку за инструментом приходится проводить много времени. Правила посадки такие же как и за столом: убедитесь, что у вас прямая спина, и вы не заваливаетесь на бок, не наклоняетесь и не сутулитесь. Пальцы должны быть слегка согнуты, их положение идентично положению, когда Вы набиваете текст на компьютерной клавиатуре.
В результате руки не так быстро устают и вы легко достанете любую белую или черную клавишу.
Клавиши
Белые клавиши
Все семь названий нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) относятся только к белым клавишам. У черных клавиш также есть свои названия (полутон от опр. белой ноты), но пока что Вам скажу только то что благодаря чёрным клавишам можно свободно ориентироваться на муз. Клавиатуре. Обратите внимание, на то что черные клавиши всегда расположены группами по две и по три. Итак, запомните правило: Слева от пары черных клавиш находится нота До (С). Слева от тройки черных клавиш находится нота Фа.
Партитура
Ключ.
В самом начале партитуры (музыкальная запись на бумаге) стоит скрипичный ключ, который сигнализирует то что далее следующие ноты следует играть правой рукой.
Обычно левой рукой вы играете на клавиатуре более низкие ноты, чем правой. Эти ноты называют басовыми нотами.
Такты.
Такт является прародителем паттерна. Каждый такт имеет стандартную размерность (например вальс: 3 / 4, наиболее распространённая размерность 4 / 4 ). Информация о размерности(количество долей в такте) произведения даётся сразу после ключа. Единица размерности и является тактом. Такты разделены вертикальными линиями, первая нота называется сильней долей (однако об этом чуть позже).
Т.е. играя один такт Вы считаете: "раз, два, три, четыре" и снова "раз" в каждом следующем такте.
Ноты
Длительность звука это время его звучания. В музыке существуют основные и произвольные длительности. Основные длительности звуков: целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая. В музыке есть ударные и безударные звуки. Их принято называть сильными и слабыми долями. Они чередуются. Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метром. Расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли называется тактом. Первая доля в такте — сильная. Перед сильной долей ставится тактовая черта.
Знаки артикуляции
Существует несколько видов артикуляции. Каждому из них соответствует знак, который говорит о том, как именно нужно играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д. Вы можете изменить общее звучание или стиль песни с помощью нескольких знаков артикуляции.
Диез
В виде решётки, стоит перед нотой (или после ключа если он действует для всех нот композиции, задаёт тональность) Он означает, что вместо того, чтобы играть ноту, стоящую после него, Вы должны нажать соседнюю черную клавишу, расположенную выше по клавиатуре. Диез всегда ставится в нотной строке на той же линейке, что и нота, на которой она написана. Если в такте появляется диез, то он относится к следующей за ним ноте и ко всем другим нотам той же высоты, находящимся в этом такте.
Бемоль (b)
Если этот знак встречается перед нотой, значит, нужно взять ближайшую черную клавишу по направлению вниз.
Бекар
Бекар отменяет действие диеза или бемоля, стоящего в такте или при ключе.
Паузы
Музыкальная пауза — это часть произведения, когда вы ничего не играете. Ритм сохраняется — это постоянный элемент музыки, но вы делаете паузу в игре. Эта пауза может быть такой же короткой, как длительность одной шестнадцатой ноты, а может быть длиной в несколько тактов.
Интервалы.
Интервал – это сочетание двух звуков.
Интервал определяется двумя измерениями: количеством ступеней в интервале и количеством тонов в интервале. Таким образом, у интервалов две величины: количественная (ступеневая) и качественная (тоновая).
Чтобы определить количество ступеней в интервале, надо посчитать все звуки, входящие в этот интервал. Названия интервалов связаны с количеством звуков. Они происходят от латинских числительных: прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8).
Если сравнить две секунды: до — ре и ми — фа, то при одинаковом количестве ступеней (две) у них оказывается разное количество тонов: до — ре — один тон, ми — фа — полтона. Таким же образом отличаются друг от друга и все другие интервалы. Имея одинаковую ступеневую величину; они отличаются по тоновой величине.
Полное измерение интервала и его название включает в себя ступеневую и тоновую величину. Тоновая величина обозначается словами: большой, малый, чистый, увеличенный, уменьшенный и др. Таким образом получаем следующие простые интервалы: чистая прима, малая секунда, большая секунда, малая терция, большая терция,
чистая кварта, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, чистая квинта, малая секста, большая секста, малая септима, большая септима, чистая октава.
Характерными называются интервалы, которые встречаются в гармонических видах мажора и минора. В каждый из характерных интервалов входит VII повышенная ступень в миноре и VI пониженная ступень в мажоре.
Чтобы построить, например, уменьшенную септиму, надо от данного звука отсчитать семь ступеней и скорректировать по количеству тонов: четыре с половиной тона. После этого следует определить, в каких тональностях встретится эта уменьшенная септима. Зная правила построения характерных интервалов в тональности, принимаем данный звук за VII ступень и получаем две тональности: мажорную и минорную.
Гаммы.
Лад это система звуков, которая объединяется центральным звуком или созвучием.
Тональность это высота лада. Поступенное восходящее или сходящее движение звуков лада называется гаммой. Звуки в гамме называются ступенями. В мажорной и минорной гамме семь ступеней. Гаммы придуманы для совершенства владения музыкальным произведением. Поищите их в муз. Магазинах чтобы улучшить свои навыки владения инструментом.
Тональность.
Тональность это набор нот, которые соответствуют определенной гамме. Тональности (гаммы) задают основное сочетание звуков, которые композиторы используют в построении мелодий и гармонии. Музыкальная тональность это основа любой песни. Тональность определяет, какой будет песня, а именно: какие диезы и бемоли ( знаки альтерации) будут использоваться в песне, какая гамма лежит в основе песни.
Если мы говорим, что песня написана например в тональности До-мажор, это означает, что в основе мелодии лежит гамма До-мажор, и в ней используются ноты преимущественно (или только) из этой гаммы. На протяжении всей композиции слуху комфортно воспринимать гамму До-мажор. Когда композитор вводит в мелодию ноту из другой гаммы (например, Ля-диез), это немного режет слух. Когда же мелодия возвращается в прежнее До-мажорное русло, мы опять чувствуем себя так же уютно, как дома. Тональность представляет собой тонику или тональный центр, вокруг которого вращается мелодия и гармония песни.
Композиторам и исполнителям тональности очень помогают. Тональности позволяют изменить репертуар таким образом, чтобы он подходил и был удобен конкретному исполнителю. Например, если композитор написал песню в тональности Соль и эта мелодия слишком высока для определенного певца, песню можно изменить, транспонировав ее в более низкую тональность ( такую как Фа или Ми), чтобы подстроиться под голос исполнителя.
Мелодии и созвучия в композиции часто выходят за пределы базовой тональности. Особенно это касается джазовой музыки. Исполнители понимают, что, экспериментируя с нотами и аккордами других тональностей, можно придать музыке свежее дыхание и интересный характер. Тональности обозначаются знаками итерации (которые следуют после ключа ), которые находятся на линейках (первая линейка соответствует ноте ми, вторая – соль, между линиями – фа).
Чтобы прочесть тональность, содержащую диезы, следуйте таким правилам:
1. Определите последний (самый правый) диез в скрипичном или в басовом ключе.
2. Чтобы получить тональность, в которой играется песня, прибавьте полтона вверх.
Например, у вас стоят два диеза: Фа-диез и До-диез, последний из них — До-диез. На полтона выше, чем До-диез, находится Ре. Таким образом, песня написана в тональности Ре-мажор.
Чтобы читать тональности, содержащие в знаках при ключе бемоли, найдите предпоследний знак альтерации (второй знак справа). Это и есть название тональности, в которой написано произведение. Например, у вас в знаках при ключе есть три бемоля — Си-бемоль, Ми-бемоль и Ля-бемоль. Предпоследний из них — Ми-бемоль. Значит, песня написана в тональности Ми-бемоль.
Иногда композитору приходит в голову мысль разнообразить песню, добавив какую-нибудь ноту со стороны, из другой тональности, как, например чистое Фа в тональность в Соль-мажор. Чтобы показать, что нужно сыграть ноты не из основной тональности, в которой написана песня, композиторы используют такой знак, как бекар
Аккорды
Вы можете красиво сыграть мелодию, но созвучие сделает ее намного ярче и полнее.
Три или больше нот, сыгранных вместе, образуют аккорд. Аккорды можно играть одной или обеими руками. Цель у аккордов одна – создать гармонию.
Аккорды устроены очень просто, как и мелодия, аккорды базируются на гамме. Чтобы построить аккорд, выберите любую ноту и добавьте к ней другие.
Обычно самая нижняя нота аккорда называется основной нотой ( или тоникой ). Тоника дает аккорду название. Например, аккорд с тоникой Ля называется аккордом Ля.
Дополнительные ноты определяют тип аккорда. (О типах аккордов написано немного позже.)
Большинство аккордов представляют собой трезвучия, или три ноты, сыгранные вместе. Конечно, это не точное определение трезвучия, но оно поможет вам запомнить, что это такое.
Трезвучие состоит из тоники и двух дополнительных нот — терции и квинты.
Мажорные аккорды образуют интервалы мажорной гаммы. Мажорный аккорд строится от тоники путем добавления к ней других нот нужной гаммы.
Минорный аккорд, как и мажорный, состоит из трех нот: основной, третьей и пятой ступеней.
Минорный аккорд можно строить двумя способами:
1) Сыграйте мажорный аккорд и понизьте вторую ноту ( терцовый тон) на полтона. Например, аккорд До-мажор составляют ноты До-Ми-Соль. Чтобы сыграть аккорд До-минор, понизьте Ми до Ми-бемоль.
2) Сыграйте основную ноту и добавьте третью и пятую ноты минорной гаммы.
Увеличенные или уменьшенные аккорды
Мажорные и минорные аккорды отличаются друг от друга только третьей ступенью. Но пятая ступень у них одинакова. Изменяя ее, можно получать новые типы аккордов.
Увеличенные аккорды состоят из основной ноты, большого третьего интервала и увеличенного пятого интервала, который представляет собой квинту, увеличенную на полтона. Можно представить себе это как мажорный аккорд, у которого на полтона повышена пятая ступень.
Уменьшенный аккорд состоит из основного тона, малой терции и уменьшенной квинты, которая представляет собой квинту, уменьшенную на полтона.
Аккорд, в котором четыре звука расположены по терциям, называется септаккордом. Виды септаккордов: малый мажорный септаккорд, малый минорный септаккорд, большой мажорный септаккорд, большой минорный септаккорд, малый уменьшенный септаккорд, уменьшенный септаккорд, большой увеличенный септаккорд. Виды септаккордов зависят от септимы между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе.
Обращение аккорда
Основная нота, или тоника, обычно является нижней нотой аккорда. Тем не менее можно менять ноты местами, не нарушая при этом тип аккорда. Такая перестановка нот называется обращением аккорда.
Много ли обращений можно сделать? Число обращений зависит от количества нот в аккорде. Если в аккорде три ноты, то можно сделать соответственно три обращения, если четыре — четыре обращения.
Форшлаг
Форшлаг это нота, которую вы тихо и коротко играете перед "настоящей" нотой. Ваш палец лишь слегка касается ее перед тем, как сыграть настоящую ноту.
Форшлаг можно записать множеством разных способов. Одиночный форшлаг выглядит как перечеркнутая восьмая нота.
Глиссандо
Глиссандо представляет из себя быстрое скольжение по нескольким клавишам клавиатуры.
Чтобы сыграть глиссандо, положите большой палец на самую высокую клавишу До и переместите его по клавишам к левому краю клавиатуры.
Трель
Трель – это быстрый перебор пальцами двух клавиш, которые находятся рядом, на расстоянии тона или полутона друг от друга. Если клавиши расположены далеко друг от друга то такой приём называется тремоло.
Тремоло
Чтобы сыграть тремоло, выберите интервал, причем интервал больший чем тон, и попеременно нажимайте обе клавиши так быстро, как только можете. Как и трель, тремоло будет звучать как множество тридцать вторых или шестьдесят четвертых нот. А вот записи их отличаются.
Динамический диапазон.
Надпись под нотами «пиано» или «форте», обозначает как нужно её играть: тихо или громко. Более часто используются символы, отображённые на изображении (выше) ( само название инструмента пошло от того что он , в котличие от клависина имел динамический диапазон, что влекло много негативной критики а ля «игра на кастрюлях - Ваше фортепиано!»)
Есть еще два знака динамики, с которыми вам доведется довольно часто сталкиваться. Они сообщают то что нужно постепенно увеличивать или уменьшать громкость и имеют вид треугольных скобок.
Теперь У Вас есть все необходимые знания для того чтобы перейти к освоению гармонии композиции, которая рассматривается в следующей статье. В этой статье рассмотрены основные правила аранжировки, аккомпанирования и гармонизации композиции.
[...] Перевод со старорусского: corpuscul.net Если Вы не понимаете используемые термины, то прочтите статью "сольфеджио и фортепиано". [...]
[...] Перевод со старорусского: corpuscul.net Если Вы не понимаете используемые термины, то прочтите статью "сольфеджио и фортепиано". [...]
[...] Перевод со старорусского: corpuscul.net Если Вы не понимаете используемые термины, то прочтите статью «сольфеджио и фортепиано«. [...]
[...] Перевод со старорусского: corpuscul.net Если Вы не понимаете используемые термины, то прочтите статью "сольфеджио и фортепиано". [...]