При написании этой статьи я поставил себе цель написать о компрессии простым языком и с иллюстрациями, так чтобы было понятно всем. Я постарался рассмотреть в отдельности как всевозможные комбинации параметров компрессии, так и наиболее часто компрессируемые тембры инструментов, обладающими своими динамическими характеристиками тембра (ADSR). Также было учтено, то что обрабатывая один сигнал, пользователи часто стремятся получить различный результат, который диктуется рамками стиля композиции и/или желаемым конечным звучанием композиции.
Часть первая – Вступление
Компрессия – это процесс сжатия динамического диапазона. Динамический диапазон – это разница между наиболее громким и наиболее тихим звуком.
Широкий динамический диапазон.
Чем шире динамический диапазон – тем больше у Вас возможностей работы с динамикой композиции. Вы сможете акцентировать сильные и слабые доли отдельных партий композиции. Вы сможете создавать атмосферу и живость путём комбинирования тихих и громких частей композиции, реализацией переходов между ними. Широкий динамический диапазон характерен для классической музыки. Какие минусы широкого динамического диапазона я вижу ? Что касается классической музыки, – широкий динамический диапазон требует акцентирования внимания на музыке. Однажды я ехал в машине и слушал классическую музыку – это было ужасно, из-за обилия характерных при вождении шумов, мне постоянно приходилось работать в качестве компрессора. Как только музыка становилась тихой – она маскировалась в окружающем шуме и я ничего не слышал. Как только я повышал уровень громкости на моей магнитоле – сразу же настигал момент кульминации, Весь оркестр выбивал сильные доли и оглушал меня. Это была непозволительная роскошь для меня и я выключил музыку, так как я ответственно отношусь к вождению автомобиля. Во время же выступления симфонического оркестра, прослушивания музыки дома, просмотра кино – широкий динамический диапазон только повышает качество звука и удовольствие и от отдыха. Итак, широкий динамический диапазон – это музыка для отдыха, даже если Вы слушаете аллегро на форте.
Как широкий динамический диапазон выглядит на практике ? Посмотрите на изображение:
Обратите внимание на то что композиция постепенно разивается, наращивая напряжение и громкость звука к кульминации, в начале композиции имеется небольшой всплеск громкости.
Узкий динамический диапазон.
При узком динамическом диапазоне разница между наиболее громким и наиболее тихим звуком незначительна. Музыка не обладает динамичностью, однако обладает постоянным уровнем громкости. Практически вся электронная музыка обладает узким динамическим диапазоном. Можно ли сказать то что электронная музыка является громкой музыкой ? Нет, она не является ни громкой, ни тихой, она является музыкой с узким динамическим диапазоном. Это значит то что она обладает более постоянным уровнем громкости, и слушатель сам решает на какой громкости ему слушать данную музыку. Это несёт свои плюсы, так как Вы можете быть уверены в том что если Вы поставили играть музыку фоном – она не отвлечёт Ваше внимание в ненужный момент. Узкий динамический диапазон от части компенсируется ритмичностью и обилием низких частот, благодаря чему электронная музыка очень часто является танцевальной музыкой. Ниже приведён пример композиции с узким динамическим диапазоном:
Уровень звука одинаковый на протяжении всей композиции, имеется несколько пауз.
Сужение динамического диапазона
Сужение динамического диапазона, или проще говоря компрессия, необходима для разных целей, наиболее часто встречающиеся из них:
1) Достижение единого уровня громкости на протяжении всей композиции (или партии инструмента).
2) Достижение единого уровня громкости композиций на протяжении альбома/радио передачи.
2) Повышение разборчивости, в основном при компрессии определённой партии (вокал, бас бочка).
Как же происходит сужение динамического диапазона ?
Компрессор анализирует уровень звука на входе сравнивая его с задаваемым пользователем значением Threshold (Порог).
Если уровень сигнала ниже значения Threshold – то компрессор продолжает анализировать звук не изменяя его. Если уровень звука превышает значение Threshold – то компрессор начинает своё действие. Так как роль компрессора заключается в сужении динамического диапазона, то логично предположить то что он ограничивает наиболее большие и наиболее маленькие значения амплитуды (уровня сигнала). На первом этапе происходит ограничение наиболее больших значений, которые понижаются с определённой силой, которая называется Ratio (Отношение). Посмотрим на пример:
Зелёные кривые отображают уровень звука, чем больше амплитуда их колебаний от оси X – тем больше уровень сигнала.
Жёлтая линия – это порог ( Threshold ) срабатывания компрессора. Делая значение порога Threshold выше – пользователь отдаляет его от оси X. Делая значение порога Threshold ниже – пользователь приближает его к оси Y. Понятно то что чем ниже значение порога – тем чаще будет срабатывать компрессор и наоборот, чем выше – тем реже. Если значение Ratio очень велико – то после достижения уровня сигнала Threshold весь последующий сигнал будет подавлен компрессором до тишины. Если значение Ratio очень мало – то ничего не произойдёт. О выборе значений Threshold и Ratio речь пойдёт позже. Сейчас же нам следует задать себе следующий вопрос: Какой же смысл подавлять весь последующий звук ? Действительно, в этом смысла нет, нам нужно избавиться только от значений амплитуды (пиков), которые превышают значение Threshold (на графике отмечены красным). Именно для решения этой проблемы и существует параметр Release (Затухание), которым задаётся время действия компрессии.
На примере видно то что первый и второй превышения порога Threshold длятся меньше чем третье превышение порога Threshold. Так, если параметр Release настроить на первые два пика – то при обработке третьего может остаться необработанная часть (так как превышение порога Threshold длится дольше). Если же параметр Release настроить на третий пик – то при обработке первого и второго пика за ними образуется нежелательное понижение уровня сигнала.
Тоже самое касается параметра Ratio. Если параметр Ratio настроить на первые два пика – то третий не будет достаточно подавлен. Если же параметр Ratio настроить на обработку третьего пика – то обработка первых двух пиков будет слишком завышенной.
Эти проблемы можно решить двумя способами:
1) Заданием параметра атаки (Attack) – частичное решение.
2) Динамической компрессией – полное решение.
Параметр атаки (Attack) предназначен для задания времени, по истечению которого компрессор начнёт свою работу после превышения порога Threshold. Если параметр близок к нулю (равен нулю в случае параллельной компрессии, смотри соотв. статью) – то компрессор начнёт подавлять сигнал сразу же, и будет работать кол-во времени, задаваемое параметром Release. Если же скорость атаки велика – то компрессор начнёт своё действие по истечении определённого промежутка времени (это нужно для придания чёткости). В нашем случае можно настроить параметры порога (Threshold), затухания (Release) и уровня компрессии (Ratio) на обработку первых двух пиков, а значение атаки (Attack ) поставить близким к нулю. Тогда компрессор подавит первые два пика, и при обработке третьего будет его подавлять до окончания превышения порога (Threshold). Однако это не гарантирует качественной обработки звука и близко к лимиттингу (грубый срез всех значений амплитуды,в этом случае компрессор называется лимиттером).
Посмотрим на результат обработки звука компрессором:
Пики исчезли, замечу то что настройки обработки были достаточно щадящими и мы подавили только самые выступающие значения амплитуды. На практике же динамический диапазон сужается гораздо сильнее и эта тенденция только прогрессирует. В умах многих композиторов – они делают музыку громче, однако на практике они полностью лишают её динамики для тех слушателей, которые возможно будут слушать её дома а не по радио.
Нам осталось рассмотреть последний параметр компрессии, это Gain (Усиление). Усиление предназначено для увеличения амплитуды всей композици и, по сути, эквивалентно другому инструменту звуковых редакторов – нормалайзу. Посмотрим на конечный результат:
В нашем случае компрессия была оправданной и улучшила кчество звука, так как выделяющийся пик скорее является случайностью, чем умышленным результатом. Кроме того, видно то что музыка ритмичная, следовательно ей свойственен узкий динамический диапазон. В случаях, когда высокие значения амплитуд были сделаны специально, компрессия может стать ошибкой.
Динамическая компрессия
Отличие динамической компрессии от не динамической заключается в том, что при первой уровень подавления сигнала (Ratio) зависит от уровня входящего сигнала. Динамические компрессоры есть во всех современных программах, управлением параметрами Ratio и Threshold осуществляется с помощью окна (каждому параметру соответствует своя ось):
Единого стандарта отображения графика нету, где-то по оси Y отображается уровень входящего сигнала, где-то наоборот, уровень сигнала после компрессии. Где-то точка (0,0) находится в верхнем правом углу, где-то в нижнем левом. В любом случае, при перемещении курсора мыши по этому полю изменяются значения цифр, которые соответствуют параметрам Ratio и Threshold. Т.е. Вы задаёте уровень компресии для каждого значения Threshold, благодаря чему можно очень гибко настроить компрессию.
Сайд чейн (Side Chain)
Сайд чейн компрессор анализирует сигнал одного канала, и когда уровень звука превосходит порог (threshold) – применяет компрессию к другому каналу. Сайд чейн имеет свои преимущества работы с инструментами, которые расположены в одной частотной области (активно используется связка бас – бас бочка), однако иногда используются и инструменты, расположенные в разных частотных областях, что приводит к интересному сайд-чейн эффекту.
Часть вторая – Этапы компрессии
Существует три этапа компрессии:
1) Первый этап – компрессия отдельных звуков (singleshoots).
Тембр любого инструмента имеет следующие характеристики: Атака (Attack), Держание (Hold), Спад (Decay), Период удержания (Delay) Уровень(Sustain), Затухание (Release ).
Этап компрессии отдельных звуков подразделяется на две части:
1.1) Компрессия отдельных звуков ритмических инструментов
Часто составляющие бита требуют отдельной компрессии для придания им чёткости. Многие обрабатывают бас бочку отдельно от других ритмических инструментов, как на этапе компрессии отдельных звуков, так и на этапе компрессии отдельных партий. Связано это с тем, что она находится в низкочастотной области, где кроме неё обычно присутствует только бас. Под чёткостью бас бочки понимается наличие характерного щелчка (у бас бочки очень короткое время атаки и держания). Если щелчка нет – то нужно обработать её компрессором, задавая порог равным нулю а время атаки от 10 до 50 мс. Спад (Realese) компрессора должен закончиться до нового удара бас-бочки. Последнюю проблему можно решить с помощью формулы: 60 000 / BPM , где BPM – темп композиции. Так, например ) 60 000/137=437,96 (время в миллисекундах до новой сильной доли 4-х размерной композиции).
Данный способ рекомендуется применять только в случае работы с семплами, если же Вы синтезируете бас бочку, то Вы не нуждаетесь в компрессии, так как можете изменять параметры синтеза бас бочки.
Всё выше сказанное относится и к другим ритмическим инструментам с коротким временем атаки – они должны обладать акцентированным щелчком, который не должен быть подавлен компрессором на каком-то из этапов уровней компрессии.
1.2) Компрессия отдельных звуков гармонических инструментов
В отличие от ритмических инструментов, партии гармонических инструментов довольно редко составляются из отдельных звуков. Однако из этого не следует то что их не следует обрабатывать на уровне компрессии звуков. В случае если Вы используете семпл с записанной партией – то это второй уровень компрессии. К этому уровню компрессии относятся только синтезируемые гармонические инструменты. Это могут быть семплеры, синтезаторы использующие различные методы синтеза звука (физическое моделирование, FM, аддитивный, субтрактивный и др.). Как Вы наверное уже догадались – речь идёт о программировании настроек синтезатора. Да! Это тоже компрессия! Практически у всех синтезаторов есть программируемый параметр envelope (ADSR), что в переводе означает огибающая. С помощью огибающей задаётся время Атаки (Attack), Спада (Decay), Уровеня держания (Sustain), Затухания (Release ). И если Вы мне скажите то что это не компрессия каждого отдельного звука – Вы мой враг на всю жизнь!
2) Второй этап – Компрессия отдельных партий.
Под компрессией отдельных партий я понимаю сужение динамического диапазона ряда объединённых отдельных звуков. В этот этап входят и записи партий, в том числе вокал, который требует обработки компрессия для придания ему чёткости и разборчивости. При обработке компрессией партий нужно учитывать то что при сложении отдельных звуков могут появиться нежелательный пики, от которых и нужно избавиться на этом этапе, так как если это не сделать сейчас, то картина может усугубиться на этапе сведения всей композиции. На этапе компрессии отдельных партий нужно учитывать компрессию этапа обработки отдельных звуков. Если Вы добились чёткости бас бочки – то неправильная повторная обработка на втором этапе может всё испортить. Обработка всех партий компрессором не обязательна, также как и не обязательна обработка всех отдельных звуков. Я Вам советую поставить на всякий случай анализатор амплитуды чтобы определять наличие нежелательных побочных эффектов объединения отдельных звуков. Помимо компрессии на этом этапе необходимо следить за тем, чтобы партии были по возможности в разных частотных диапазонах, чтобы было выполнено квантование. Также полезно помнить то что у звука есть такая характеристика как маскировка (психоакустика):
1) Более тихий звук маскируется более громким, идущим перед ним.
2) Более тихий звук на низкой частоте маскируется более громким звуком на высокой частоте.
Так, например, если у Вас есть партия синтезатора, то часто ноты начинают играть до того как заканчивают своё звучание предыдущие ноты. Иногда это необходимо (создание гармонии, стиль игры, многоголосие), но порой вовсе нет – Вы можете обрезать их конец (Delay – Release) в случае если он слышен в solo режиме, но не слышен в режиме воспроизведения всех партий. Тоже самое относится к эффектам, например реверберации – она не должна длится до нового начала звучания источника звука. Вырезая и удаляя ненужный сигнал – вы делаете звучание чище, и это тоже может быть рассмотрено как компрессия – потому что Вы удаляете ненужные волны.
3) Третий этап – Компрессия композиции.
При компрессии всей композиции нужно учитывать то что все партии являются объединением множества отдельных звуков. Следовательно, при их объединении и последующей компрессии нужно следить за тем чтобы конечная компрессия не испортила то чего мы достигли на первых двух этапах. Также нужно разделять композиции в которых важен широкий или узкий диапазон. при компрессии композиций с широким динамическим диапазоном – достаточно поставить компрессор, который будет давить кратковременные пики, которые образовались в результате сложения партий между собой. При компрессии композиции, в которой важен узкий динамический диапазон, – всё гораздо сложнее. Тут компрессоры последнее время называются максимайзерами. Максимайзер – плагин, который совмещает в себе компрессор, лимиттер, граффический эквалайзер, энхайзер и прочие инструменты преобразования звука. При этом он должен обязательно обладать инструментами анализа звука. Максимайзинг, конечная обработка компрессором, во многом нужна для борьбы с допущенными ошибками на предыдущих этапах. Ошибки – не столько компрессии (впрочем, если Вы делаете на последнем этапе то что Вы могли сделать на первом этапе – это уже ошибка), сколько в изначальном выборе хороших семплов и инструментов, которые не мешали бы друг другу (речь идёт о частотных диапазонах). Именно для этого производится коррекция АЧХ. Часто бывает так, что при сильной компрессии на мастере нужно изменять параметры компрессии и сведения на более ранних этапах, так как при сильном сужении динамического диапазона вылазят тихие звуки, которые ранее маскировались, изменяется звучание отдельных компонентов композиции.
В этих частях я нарочно не говорил о конкретных параметрах компрессии. Я посчитал необходимым написать о том что при компрессии необходимо уделять внимание всем звукам и всем партиям на всех этапах создания композиции. Только так в итоге Вы получите гармоничный результат не только с точки зрения теории музыки, но и с точки зрения звукорежиссуры.
Далее в таблице даны практические советы по обработке отдельных партий. Однако в компрессии цифры и пресеты могут только подсказать нужную область, в округе которой нужно искать. Идеальные настройки компрессии зависят от каждого отдельного случая. Параметры усиления (Gain) и порога ( Threshold) подразумевают нормальный уровень звука (логическое использование всего диапазона).
Часть третяя – Параметры компрессии
Краткая справка:
Порог срабатывания (threshold) – определяет уровень звука входящего сигнала, по достижению которого компрессор начинает работу.
Атака (Attack) – определяет время, по истечению которого компрессор начнёт работать.
Уровень (ratio) – определяет стпень уменьшения значений амплитуды (по отношению к оригинальному значению амплитуды).
Спад (release) – определяет время, по истечению которого компрессор перестанет работать.
Усиление (Gain) – определяет уровень повышения входящего сигнала, после обработки компрессором.
Таблица компрессии:
Инструмент | Threshold | Attack | Ratio | Release | Gain | Описание |
Вокал | 0 ДБ | 1-2 мс
2-5 mS 10 мсек 0.1 мс 0.1 мс |
меньше 4:1
4:1 2,5 : 1 4:1 – 12:1 2:1 -8:1 |
150 мс
50-100 mS 150 мсек 150 мс 0.5s |
Компрессия при записи должна быть минимальна, требует обязательной обработки на этапе сведения для придания чёткости и разборчивости. | |
Духовые инструменты | 1 – 5ms | 6:1 – 15:1 | 0.3s | |||
Бочка | от 10 до 50 мс
10-100 mS |
4:1 и выше
10:1 |
50-100 мс
1 mS |
Чем ниже Thrshold и чем больше Ratio и длиннее Attack , тем сильнее выражен щелчок вначале бочки. | ||
Синтезаторы | Зависит от типа волны (огибающих ADSR). | |||||
Рабочий барабан: | 10-40 mS
1- 5ms |
5:1
5:1 – 10:1 |
50 mS
0.2s |
|||
Хай-Хэт | 20 mS | 10:1 | 1 mS | |||
Надголовные микрофоны | 2-5 mS | 5:1 | 1-50 mS | |||
Ударные | 5ms | 5:1 – 8:1 | 10ms | |||
Бас-гитара | 100-200 mS
4ms to 10ms |
5:1
8:1 |
1 mS
10ms |
|||
Струнные | 0-40 mS | 3:1 | 500 mS | |||
Синт. бас | 4ms – 10ms | 4:1 | 10ms | Зависит от огибающих. | ||
Перкуссия | 0-20 mS | 10:1 | 50 mS | |||
Акустическая гитара, Пианино | 10-30 mS
5 – 10ms |
4:1
5:1 -10:1 |
50-100 mS
0.5s |
|||
Электро-нитара | 2 – 5ms | 8:1 | 0.5s | |||
Финальная компрессия | 0.1 мс
0.1 мс |
2:1
от 2:1 до 3:1 |
50 мс
0.1 мс |
0 дБ на выходе | Время атаки зависит от цели – нужно ли удалить пики или сделать трек более гладким. | |
Лимиттер после финальной компрессии | 0 mS | 10:1 | 10-50 mS | 0 дБ на выходе | Если нужен узкий динамический диапазон и грубый «срез» волн. |
Информация была взята из разных источников, на которые ссылаются попуряные ресурсы в интернете. Различие параметров компрессии объесняется различием предпочтений звучания и работой с различным материалом.
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.