Если Вы не понимаете используемые в статье термины, – то прочтите статью "Микрофоны и запись".
При записи оркестра большую роль играет акустика помещения, его размеры (соответствие количеству музыкантов и составу оркестра) и качество частотной характеристики диффузного поля. Также на звук влияет наличие ( отсутствие ) отражающих поверхностей в глубине сцены. Оркестр, при правильно выбранном и отстроенном внутреннем балансе, можно в определенной степени рассматривать как отдельно звучащий "инструмент".
Порядок расположения отдельных составляющих оркестра не подчиняется каким-либо определенным стандартам. Однако струнные инструменты всегда занимают всю ширину рабочей сцены, с дирижером посередине, а деревянные духовые инструменты располагаются сразу за ними в средней части оркестра. В более ранних решениях расстановки инструментов первые скрипки занимали левую сторону оркестра, а вторые скрипки правую, при этом, альты, виолончели и басы находились в середине между ними. Для стерео раздела такое разделение имеет свои преимущества: скрипки разнесены по пространству, а середина получает более весомое звучание. Однако, в данном случае, вертикально расположенные виолончели и контрабасы излучают звук в переднем направлении, что не устраивает ни микрофонные системы, ни аудиторию. Кроме того, характер их излучения более всенаправленный чем у скрипок, для которых высокочастотная направленность начинала работать в сторону от основного приема. При современной организации оркестровых составляющих, секции отдельных групп инструментов располагаются слева-направо в следующем порядке: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели и, поднятые с правой стороны над виолончелями, контрабасы. В отличие от деревянных духовых, которые всегда занимают центральную позицию, далее существуют некоторые вариации в размещении инструментов, хотя медные занимают как правило заднюю и правую позицию, а элементы перкуссии левую. Подобное расположение не затрагивает таких инструментов, как рожки, арфы, фортепьяно и клавикорды (как оркестровых, а не солирующих инструментов), так как они могут находиться в различных местах оркестра.
Обычно работа инженера по балансу сводится к тому, чтобы обеспечить надлежащее звучание предложенным инструментам и их позициям, хотя в отдельных случаях, с разрешения продюсера специалисты в состоянии внести некоторые усовершенствования в расстановку инструментов. В то же время дирижер, являясь музыкальным организатором звучания всего оркестра, может производить постоянные консультации с инженерами, с точки зрения внутреннего баланса, хотя многие их них, в основном, концентрируются на качестве звучания, оставляя вопросы технического совершенства за специалистами.
Одна из важнейших характеристик любого музыкального инструмента — частотный диапазон звучания. Диапазоны звучания основных музыкальных инструментов приведены на следующем рисунке:
Сверху под частотной шкалой (в логарифмическом масштабе) показана клавиатура фортепиано, а выше широкими по
лосами представлены диапазоны основных частот различных музыкальных инструментов. Клавиатура фортепиано начинается со звука «ля» субконтроктавы (27,5 Гц), а кончается «до» пятой октавы (4186. Гц). Клавиши, помеченные-
буквой С, соответствуют звуку «до» (с него начинается каждая октава). Кроме основных частот каждый инструмент характеризуется дополнительными высокочастотными составляющими — обертонами (или, как принято говорить в электроакустике, — высшими гармониками), определяющими его специфический тембр.
Большинство инструментов характеризуется усилением основных частот, а также и отдельных обертонов в определенных (одной или нескольких) относительно узких полосах частот (формантах), различных для каждого инструмента. Резонансные частоты (в герцах) формантной области составляют:
100—200 для трубы, 200—400 для волторны, 300—900 для тромбона, 800—1750 для трубы, 350—900 для саксофона, 800—1500 для гобоя, 300—900 для фагота, 250—600 для кларнета.
Другое характерное свойство музыкальных инструментов — сила их звука обусловливается большей или меньшей амплитудой (размахом) их звучащего тела или воздушного столба (большей амплитуде соответствует более сильное
звучание и наоборот). Значение пиковых мощностей (в ваттах) составляет 70 для большого оркестра, 25 для большого барабана, 20 для литавр, 12 для малого барабана, 6 для тромбона, 0,4 для фортепьяно, 0,3 для трубы и саксофона, 0,2 для трубы, 0,16 для контрабаса, 0,08 для малой флейты, 0,05 для жларнета, валторны и треугольника.
Отношение мощности звука, извлекаемого из инструмента при исполнении «фортиссимо», к мощности звука при исполнении «пианиссимо», принято называть динамическим диапазоном звучания музыкального инструмента.
При оркестровом балансе, который использует совмещенные кардиоиды, микрофоны располагаются таким образом, чтобы контролировать ширину баланса, а не величину реверберации: для объекта, занимающего центральную позицию в студии, микрофоны направлены вниз, из краев зоны охвата. Если оркестр занимает от двух третей до трех четвертей пространства звуковой сцены, микрофоны располагаются достаточно высоко и немного позади дирижера.
Реверберация может быть добавлена с помощью различных способов. Один из них предполагает установку дополнительной совмещенной пары позади основной и направленной на пустое, незанятое пространство холла студии. При другом способе, размещают по обеим сторонам холла пространственно разнесенную пару кардиоидов, выдвинутых вперед, на направленных назад вдоль этой же линии. В обоих случаях два микрофона должны быть расположены в правильных местах студии, чтобы прямой сигнал попадал в зону реагирования этих систем.
Другой вариант содержит в наличии вторую совмещенную пару. В этом случае, микрофон с 8-образной направленностью обращен вперед и расположен сзади на таком расстоянии, при котором позиции различных фрагментов звуковой картины примерно совпадают. При этом, разделение в оркестре может быть достигнуто уже при трех метрах. Подобная расстановка имеет еще и дополнительные преимущества: инженер по балансу, работая между этими двумя парами, способен осуществлять Koi-проль за предельным уровнем сигнала, а также во время передачи производить корректировку второй пары в случае нарушения работы первой. Подобные сбои в работе достаточно редкое явление, однако располагать средствами для их устранения необходимо; две пары микрофонов должны в обязательном порядке пройти балансные тесты на сравнение характеристик. Тем не менее, наличие явления фазового подавления в задней части направленности второй пары микрофонов продолжает оставаться некоторой проблемой.
Любой микрофон, введенный дополнительно к основной паре и направленный в сторону оркестра (или "резко" отражающей поверхности), может дать неверную информацию о положении медных инструментов, если значительная часть прямого или отраженного сигнала попадет к нему на прием. Трубы, как правило, располагаются над струнными инструментами и направлены вверх таким образом, что находятся в зоне приема микрофона, расположенного на этой же линии в противоположной части студии. В этом случае, любой резкий звуковой сигнал труб выдвигает всю секцию из основной панорамы звучания.
Далее происходит введение монофонических микрофонов, два из которых могут располагаться по обеим сторонам оркестра для охвата струнных инструментов. При этом, уровень сигнала, приема завышается для подчеркивания звучания тоновых
характеристик и для определения позиций в оркестре, происходит их ориентация по панораме. Аналогично охватываются приемом и деревянные духовые инструменты: если главная пара дает основной стереоприем, то присутствие одной монофонической системы бывает вполне достаточным; хотя для этих случаев применяется также и стереопара. Ее действие в основном направлено на
солирующие инструменты и фрагменты композиции. Арфы и другие инструменты могут быть снабжены точечными микрофонами, но требуют внимательного подхода с точки зрения чистоты звучания и позиции в панораме. В определенных пределах точечные микрофоны могут использоваться и для тех инструментов оркестра, звучание которых имеет неясный характер на общем рисунке звучания.
Это может привести к увеличению общего уровня громкости этой секции, что может создать впечатление предоставления ей лидирующей роли в общей звуковой картине.
Пространственные микрофоны
Два всенаправленных микрофона, расположенные на расстоянии около 40 см друг от друга на горизонтальном кронштейне, способны создать богатый, пространственный звук. Их регуляторы должны находиться в строго зафиксированной связи, так как даже небольшая разница в их положениях может привести к значительному сдвигу в пространственной панораме. Оси микрофонов имеют некоторый разворот в стороны для обеспечения хорошего приема высокочастотных составляющих по нормали к диафрагмам. В концертном зале пара обычно размещена таким образом, что произвести изменения ее рабочего расстояния не всегда представляется возможным. Поэтому действие этой системы в некоторой степени перекрывается еще пятью дополнительными микрофонами, расположенными вдоль передней линии оркестра, три из которых имеют несколько углубленное положение для выделения звучания деревянных духовых инструментов. Выходы микрофонов имеют позиционную панорамную ориентацию в общей звуковой стереокартине. После того, как произведена отстройка уровней каждого микрофона, дальнейший контроль осуществляется за ними как за группой, добавляя лишь изредка для некоторых из них усиление присутствия и уровень информации (которая имеет слабое значение от пространственной пары) о позициях в панораме. Как правило, вначале производят завышение уровня до величины, при которой поступает "слишком много" звуковой информации, а затем этот уровень понижают. Точечные микрофоны (как для деревянных духовых) могут также быть добавлены с целью проведения эквалайзинга системы (или для селективного усиления определенных частот) и искусственной реверберации. Кроме того, существует возможность установки еще одной дополнительной пространственной пары, расположенной в самом пространстве холла для добавления естественной акустики.
Достоинства такой многомикрофонной системы подвергаются обширным дебатам. В самом деле, если в концертном зале происходит ряд выступлений оркестра, то основные микрофонные системы должны быть установлены и отстроены заранее. Более того, их месторасположение должно быть постоянным, а характер различных оркестровых ансамблей не должен сильно различаться. Поэтому для каждого отдельного случая следует производить серию сравнительных тестов. Противники такой многомикрофонной системы называют ее "грязной", в то время как критики совмещенных пар относятся к ним как к "клиническим". Тем не менее, при всех условиях осуществления сложного баланса преимущества пространственных систем неоспоримы.
Орган в оркестре
При использовании органа вместе с оркестром возникает вероятность того, что его рабочее расстояние для баланса может вызвать сужение его звукового изображения. Такая расстановка обеспечивает более лучшее разделение и контроль, чем применение второй стереопары, которая, кроме всего, может закрывать телевизионный обзор деталей хора. Для освобождения визуального отображения используются подвешенные всенаправленные системы, которые для
восстановления разборчивости звучания требуют поднятого эквалайзинга для частот порядка 3 кГц.
Кроме описанных, существует еще ряд проблем стереораздела, например, когда хор исполняет не
речевую партию, а является музыкальным дополнением текстуры оркестра (сложность здесь заключается в достижении достаточной ширины раздела, если точечные микрофоны будут выдвигать слишком сильно вперед звучание хора по музыкальной сцене), или когда исполнители выходят вперед в заключительных фазах концерта (например солисты в Девятой симфонии Бетховена).
Опера
Опера может быть записана или воспроизведена в широком вещании в концертной форме; ее можно прослушивать в обычном театральном исполнении. Для каждого из этих случаев существует ряд методов расстановки объектов звучания. Наиболее простой из них предполагает стандартное положение оркестра с хором, помещенным сзади, и солистами на переднем плане: этот способ особенно пригоден для оратории или для концертных представлений оперных произведений, где не присутствует драматическое действие. В современных условиях, при осуществлении записи оперы, стало возможным воспроизведение стерео эффекта от боковых перемещений и движений по перспективе. Организация звуковой сцены, которая зарекомендовала себя с качественной предполагает построение в линию пяти микрофонов, установленных над Эти микрофоны охватывали всю действия, поделенную на различные области приема. Актер, исполнявший партию соло, находился в пределах обозначенного квадрата, причем его движения были ограничены теми же пределами. Недостатком такого решения было то, что дирижер не мог слышать исполнение сольной партии на фоне звучания оратории.
Для лучшего использования студийного пространства стандартное размещение оркестра может быть совмещено с боковым балансом вокала. При расположении оркестра на одной стороне студии, хор занимает по отношению к нему приблизительное положение под прямым углом и вдоль другой стороны так, что угол оркестра примыкает к концу линии хора. Хор, размещенный на приподнятых подмостках, работает с линией микрофонов так же, как и находящиеся перед ним солисты. Эти микрофоны развернуты в заднем направлении поперек звуковой картины оркестра.
Для оперы, поставленной на сцене театра, необходимый охват микрофонными точками можно осуществить, используя совмещенную пару для оркестра и ряд кардиоидных систем, расположенных перед певцами на переднем плане сцены. Однако, в наиболее лучшем положении приема главная микрофонная пара может мешать визуальному обзору действия. При расположении микрофонов в приподнятом положении потребуется установка для оркестра близких микрофонных систем.
Аккордеон
При тесном балансе аккордеон может потребовать наличия двух микрофонов, один из которых
направляется на высокую (клавишную) часть, а другой на басовую. Близкий баланс со стороны басовой (использующей давление воздуха) стороны может быть осуществлен посредством прикрепления к аккордеону электрета таким образом, чтобы он находился напротив акустических отверстий инструмента. Для большей мобильности разрешается использовать два микрофона с обеих концов.
Контрабас
Контрабас чаще всего выполняет роль басовой опоры при самых различных инструментальных сочетаниях. Это сложный для записи инструмент. От него часто бывает трудно получить хорошую четкость низких частот. Если помещение обладает малым временем реверберации на низких частотах, то звучание контрабаса получается неясным, тусклым, причем подъем низких частот путем электрической коррекции не позволяет устранить этот дефект. При большом времени реверберации на низких частотах звучание этого инструмента
Необходимую четкость звучания контрабаса удается получить с помощью дополнительного микрофона, устанавливаемого рядом с инструментом. Этот прием используется обычно при записи эстрадного или джазового ансамбля. Следует учесть, что близко расположенный микрофон будет «показывать» контрабас крупным планом, тогда как остальные инструменты могут восприниматься в более удаленном плане, а это может не соответствовать звуковому-
построению данного музыкального произведения.
Деревянные духовые инструменты
Каждый их духовых инструментов имеет свою собственную направленную область излучения. В противоположность медным, деревянные духовые инструменты, использующие пальцы или клапаны отверстий, в очень малой степени зависят от выходного раструба: основное излучение звуков происходит от первых нескольких открытых отверстий. В этом случае существует значительная свобода для построения балансовой структуры. Как правило микрофон, расположенный немного спереди и сверху над игроком, дает вполне удовлетворительный баланс.
В присутствии других секций оркестра, для духовых инструментов большое значение имеет наличие сопровождающих оттенков (в начале ноты), которые придают определенный характер звучанию и помогают слушателю сориентироваться в типе инструмента. Это особенно выражение звучит в придыхательных тонах флейты. Такие звуки должны быть достаточно ясными, но, вместе с тем, не сильно выраженными. Чем ближе осуществляется баланс, тем больше пропорция таких звуков в общей массе основного звучания. При прослушивании концертного исполнения на обычных расстояниях от сцены, резкие и отрывистые границы звучания нот сглаживаются и становятся менее заметны для аудитории. Звук флейты с расстояния около метра, напоминает звучание духового инструмента вместе с "шипящим рыком" исполнителя. Поэтому, при близких балансах иногда рекомендуется устанавливать микрофон позади головы флейтиста, чтобы без ущерба для звука, исходящего с другого конца инструмента, устранить высокочастотные шумы и резкие тона, исходящие изо рта музыканта. В других случаях применяется головное устройство, несущее миниатюрный микрофон, который направлен мимо амбушюра к верхним отверстиям. Развивая эту тему, можно предположить существование электрической флейты, имеющей неестественно чистое звучание и, которое может с успехом применяться для популярной музыки, например, для известной темы "Розовая пантера". Микрофон жестко закрепляется на конце головной насадки так, что воспринимает звуковую волну внутри корпуса флейты; при этом, никаких звуков изо рта музыканта или отверстий инструмента не попадает на микрофонный вход. Для создания особого рода эффекта, излучаемый акустический голос флейты может быть совмещен с электрически снимаемым звуком.
Для свирели подобная организация баланса не совсем пригодна, так как рот исполнителя охватывает верхнюю часть (мундштук) инструмента. Однако, микрофон может быть закреплен на стороне корпуса свирели, сразу над звуковыми отверстиями для пальцев.
В популярной музыке для баланса кларнета используются два микрофона: один располагается на стойке и направлен вниз на клавиши инструмента, а другой, которым обычно является легкий по весу электрет, закрепляется на пружинной защелке на выходном раструбе и изгибается внутрь инструмента посредством гибкого шнура.
При близком оркестровом балансе деревянные духовые инструменты могут звучать достаточно отдаленно. Это требует наличия дополнительной совмещенной пары или размещения трех отдельных микрофонов на высоте около 2 м. Дополнительные системы способны приподнять уровень средних частот в диапазоне 2-4 кГц. Их применение не направлено на создание основного баланса и их значение в общем звуковом объеме должно быть уменьшено. Тем не менее, эти системы оказывают влияние на стереораздел в центральных позициях панорамы, помогая производить некоторое расширение звуковой картины. Ширина раздела, обеспечиваемого стереопарой для деревянных духовых инструментов, безусловно будет значительно уже стереопанорамы, получаемой от главной микрофон¬ной пары, охватывающей приемом весь оркестр.
При размещении гобоя у микрофона необходимо помнить, что звук излучается не только из раструба, но большая часть его исходит также из боковых, отверстий, открываемых соответственно взятым нотам. Это касается и остальных деревянных инструментов. В заглушенном помещении гобой звучит тускло, он требует «воздушной» обстановки.
При выборе звукового плана для кларнета следует учесть, что в крупном плане может прослушиваться шум дыхания, вызванный избытком давления при атаке ноты. Особенно это заметно при записи эстрадных и джазовых произведений, где кларнету часто поручаются сольные партии и исполнитель размещается непосредственно у микрофона. В верхнем регистре звук у кларнета резкий и крикливый, поэтому в этом случае его желательно располагать подальше.
от микрофона. Используя кларнет в низком регистре при очень мягкой игре его следует помещать в крупном плане, в этом случае звук получается сочный, полный, нежный.
Фагот, наиболее низкий по диапазону из четырех основных инструментов деревянной духовой группы, является как бы басом этой группы. При размещении фагота особых трудностей не возникает. В конечном счете следует руководствоваться впечатлением от прослушивания, помня, что дирижер может не обратить внимания на искажение тембра этого инструмента.
Медные инструменты
В медных инструментах основной поток высоких гармоник исходит непосредственно по оси выходного раструба. Даже в тех случаях, когда музыкальные звуки направляются на аудиторию, лишь относительно небольшая ее
часть воспринимает необходимую пропорцию основной массы звучания, для остальных слушателей звуки будут распространяться не в осевом направлении инструмента. За исключением отдельных акцентов, которые требуют индивидуального баланса, общей микрофонной системы, охватывающей весь оркестр, считается вполне достаточно для удовлетворительного приема звучания медных инструментов. Большое расстояние до микрофона медной секции не рассматривается как недостаток, а напротив, при добавлении реверберации обеспечивает достаточно полный объем громкости звучания. Оркестровая "медь" при отдаленном балансе в пространственном холле сравнительно легко поддается контролю (требуя лишь небольшие изменения уровня сигналов), чем в тех случаях, когда осуществляется более тесный баланс.
Для медной группы могут также применяться точечные микрофоны, необходимость в которых продиктована следующими причинами. Дело в том, что громкость звучания медных инструментов может вызвать снижение баланса всего оркестра, вызывая тем самым еще большее отдаление медной группы. Поэтому необходимо осуществить раздельный контроль с добавлением реверберации для поддержания величины требуемой перспективы.
При тесном балансе громкость медных инструментов может на 10-15 дБ превышать допустимый уровень, рекомендуемый для электростатических микрофонов (если только сигнал не может быть уменьшен с помощью регулировки на самом микрофоне). Кроме того, если инженеры по балансу не знакомы с манерой игры музыкантов, им не следует полагаться на уровень звука, произведенного ими на репетиции большого оркестра. В этом случае необходимо произвести корректировку уровня с добавлением 10 дБ , что может оказаться опасным для вещания живого исполнения: возникают искажения, а следовательно и сокращение областей регулировок, и потеря разделения. Помощь могут оказать сами музыканты, которые при исполнении тихих пассажей будут наклоняться ближе к микрофону, а при достаточной экспрессии в звучании отодвигаться от него на допустимое расстояние. Микрофон должен занимать такую позицию, чтобы обеспечить возможность близкой работы с ним музыкантов и, в то же время, при отдалении от него охватывать одинаковым приемом несколько инструментов группы. Кроме того, музыканты могут использовать и направленные свойства самих инструментов и исполнять партии или прямо в микрофон, или (если того требует фрагмент) от него в сторону. Однако ансамбли, которые имеют мало опыта в студийной работе и больше практики игры в танцевальных холлах, могут довести обычные студийные требования до абсурда. В этих случаях, инженеры должны производить четкий инструктаж перед каждым исполнением, напоминая музыкантам о том, что наиболее чистое звучание достигается не инструментами, а техническими средствами студии.
Высота установки микрофона должна соответствовать положению осей инструментов при условии комфортабельной игры, хотя для тромбонов такое положение вызывает некоторее неудобство, так как наиболее выгодная позиция для микрофона занята нотным пюпитром. Однако лидер тромбонной секции может сам определить, какое положение для микрофона (над или под пюпитром) для него наиболее благоприятное. Решение такой проблемы зависит от того, насколько хорошо музыканты знают свои партии. В оркестрах, где партии наигрывались много раз на репетициях, тромбоны обычно направлены вверх; музыканты, от которых требуется исполнение незнакомых произведений, вынуждены держать инструменты и голову вниз для нотного прочтения партий.
Миниатюрные электреты с гибкими конструкциями для установки их на раструбе могут также применяться для медных инструментов. Эти микрофонные системы дают очень большую свободу музыкантам во время исполнения, но одновременно лишают звучание элементов естественной окраски.
Медные инструменты показывают хорошие результаты при повышении уровня средних частот на 5 дБ и особенно выразительно звучат на частотах 6-9 кГц.
Однако, некоторые микрофонные системы имеют пиковые значения направленности именно в этих диапазонах, поэтому для них применение дополнительного эквалайзинга не требуется.
Рожки в оркестре часто располагаются там, где позади них возможны отражения от стен или от каких-либо твердых поверхностей. Такая расстановка – с микрофоном, находящимся спереди и направленным сверху вниз – подходит практически для любых условий; хотя для осуществления разделения или для введения нового оттенка звучания микрофон может располагаться позади музыканта на одной линии с раструбом.
Существуют еще несколько вариантов расположения медных инструментов, которые могут применяться и для военных оркестров. В одном случае разные группы инструментов располагаются полукругом с дирижером в середине; в другом случае, музыканты занимают положения по периметру квадрата, в котором корнеты и тромбоны находятся на противоположных сторонах друг против друга. При таком размещении инструментов звучание рожков и эвфениамов в заднем положении не перекрывается звуком более резких инструментов. Микрофонная пара в этом случае помещается несколько сзади квадрата, аналогично тому, как это происходит в оркестре.
Корпусы евфениамов и басовых туб излучают звуковые потоки в верхнем направлении, и если над оркестром не существует отражательной поверхности, это может вызвать появление гулкого эффекта в основных микрофонах. При отсутствии такой поверхности над этой группой инструментов, требуется введение дополнительного микрофона.
Солирующий евфениам должен находится спереди под другим микрофоном, который развернут под соответствующим углом для обеспечения лучшего разделения его от других инструментов аналогичного класса. Солирующий корнет может также иметь индивидуальный микрофон, обычно электростатический кардиоид.
Военный оркестр во многом напоминает обычный оркестр небольшого размера, из которого удалены струнные инструменты. В них обычно в избытке присутствуют ударные инструменты, включая мелодичные перкуссии, такие как ксилофон или глокеншпиль. Для них требуется осуществлять особый контроль, чтобы подчеркнуть качественные характеристики звучания в общем балансе.
Валторна — инструмент мелодический по тембру звучания, служит связующим звеном между деревянной и медной духовыми группами. При размещении инструмента у микрофона следует учесть, что валторна обладает звуками большой силы и даже при игре «пиано» ее звучание может быть «пронизывающим». И это несмотря на то, что раструб инструмента при игре направлен м противоположную сторону от фронта записи. В зависимости от направления раструба на отражающую или поглощающую поверхность звучание инструмента можно усилить или ослабить.
Труба обладает самым ярким по тембру звучанием среди инструментов «медной духовой группы. При громкой игре (особенно в высоком регистре) она способна прорезать самую мощную звучность оркестра. При особо тихой игре или игре с сурдиной трубу можно размещать в крупном плане. В общем случае из-за сильно выраженной направленности трубу следует размещать в естественном или удаленном плане сбоку от оси направленности микрофона. При записи трубы в небольшом помещении для создания удаленного плана и большой гулкости раструб трубы можно направить на отражающую поверхность окна, оштукатуренная стена с масляным покрытием), чтобы в микрофон в основном попадали отраженные звуки. Тромбон обладает более низким по регистру звучанием, чем труба. Громкость звучания этого инструмента особенно велика в диапазоне от 2000 до 3000 Гц, близко совпадающем с участком максимальной чувствительности уха. Поэтому при записи эстрадного и джазового ансамбля исполнителя следует располагать в стороне от микрофона, на достаточном удалении от него.
Туба Динамический диапазон тубы равномерен во всех ее регистрах и равен 42 дБ. Частотный диапазон на основных тонах 33…330 Гц. Инструмент очень мягкий по тембру, спектр его достигает всего 4 кГц. При необходимости применить индивидуальный микрофон, он ставится довольно высоко сверху и направляется в раструб. При записи диксиленда, в котором туба играет роль баса, очень красивый и упругий звук получается, если ненаправленный микрофон прикрепить струбцинкой за край раструба.
Саксофон имеет широкий частотный диапазон (две с половиной октавы) и обладает очень большой, сравнительно с другими деревянными инструментами, силой звука. Тембр саксофона мягкий, певучий, но энергичный с заметной вибрацией. При записи соло саксофона необходимо учитывать, что звук идет из отверстий на теле инструмента, прикрываемых особыми клапанами. Только самые нижние частоты звучат в основном из раструба. Поэтому микрофон следует располагать на расстоянии 1—1,5 и на высоте 1—1,2 м.
Саксофонная секция большого оркестра насчитывает, по крайней мере, пять саксофонистов. В прежние времена баланс такой секции производился с помощью бинаправленного ленточного микрофона, по обеим сторонам от которого размещались группы из двух и трех музыкантов, и который устанавливался на высоту, соответствующую положению раструбов инструментов. Самый низкий по звучанию саксофон (баритон) располагался последним в ряде из трех. Пользуясь тем же микрофоном, игроки такой секции могли также применять флейту или кларнет.
При таком балансе достигнуть хорошего разделения было чрезвычайно трудно. Во-первых, требовалась значительная компенсация громкости при углах поворота выходных расширений инструмента; во вторых, микрофон, который занимал выгодную позицию для всех инструментов, воспринимал и отраженный звук от каких-либо стен студии. Другой вид баланса, при такой же расстановке музыкантов, применяет два гиперкардиоидных микрофона, направленных под углом к центру каждой стороны группы.
В качестве альтернативного решения, которому отдают предпочтение специалисты баланса, выбирается расположение музыкантов полукругом с установкой одного микрофона для каждой пары музыкантов. Это особенно помогает в том случае, когда саксофонистам необходимо ввести в действие деревянные духовые, которые являются более тихими инструментами и для которых требуется более точная установка высоты микрофона. Например при тесном балансе, высота микрофона для кларнета должна быть несколько ниже, чем для флейты.
Если требуется произвести большее разделение каждого саксофона, применяют миниатюрные электреты, закрепленные на раструбе инструмента и развернутые с помощью гибкого шнура в сторону краев отверстия. Для подчеркивания оттенка "придыхания" полутонов микрофон разворачивается вовнутрь по оси инструмента. Наиболее хорошее звучание саксофона достигается в среднем диапазоне, начиная с 2.5-3 кГц.
Ударные инструменты (перкуссия)
Для большинства ударных инструментов довольно легко можно осуществить запись.
Однако некоторые из них "прописываются" лучше чем другие. Поэтому при осуществлении достаточно отдаленного баланса следует производить хорошую отстройку системы для каждого инструмента. Любые подставки или возвышения, использующиеся для ударных инструментов, должны быть достаточно усилены, чтобы исключить появление нежелательных окрасок звучания. Для оркестровой перкуссии применяются микрофоны с широкой и ровной высокочастотной восприимчивостью, которая в основном требуется для баланса треугольников, тарелок (цимбал) или гонга. Точечные микрофоны могут быть также установлены на многих ударных инструментах: на более тихих, чтобы исключить потерю деталей, и на громких (медных), для уменьшения их присутствия при общем снижении уровня громкости.
Если такой инструмент как ксилофон не требует специального баланса, то вибрафон, по своим характеристикам звучания нуждается в близком расположении микрофона.
Последний устанавливается непосредственно под пластинами с направлением в сторону верха трубчатых резонаторов (так их основание закрыто).
Колокольчики, колокола и треугольник, используемый в симфонических оркестрах, имеют на высоких частотах богатый и блестящий звук и требуют «воздушной» обстановки при записи. Тем не менее следует избегать излишней реверберации, чтобы не исказить переходных процессов при игре на этих инструментах. Все указанные инструменты, несмотря на сравнительно малый уровень силы звука, наиболее «дальнобойны», и их звучание хорошо воспринимается общим микрофоном.
Рояль — струнный ударный инструмент с применением сложного клавишного молоточкового механизма для возбуждения струн. Важнейшей акустической его частью является резонансная дека, установленная под струнами и рамой,, вклеенная краями в корпус инструмента. Звуки рояля в основном излучаются верхней стороной деки и после отражения от крышки инструмента направлены преимущественно параллельно струнам. Общая направленность излучения инструмента зависит от частоты звука. Эта направленность особенно ощущается при больших расстояниях между инструментами и микрофоном.
Техника записи рояля оказывается различной и в зависимости от характера произведения. Так, например, яркие бравурные пьесы требуют более удаленного плана, чем лирические. В первом случае звукорежиссер может осуществить запись широко и мощно, во втором же можно получить мягкое и нежное звучание, сохраняя при этом достаточную его определенность. Обычно микрофон устанавливают на расстоянии 1,5—5 м от инструмента на высоте 1,5 м от пола, ориентируя его непосредственно на струны. При выборе угла наклона микрофона на инструмент следует помнить, что при полностью поднятой крышке рояля может наблюдаться явление интерференции между прямым звуком и звуком, отраженным крышкой.
При записи рояля в эстрадных и джазовых составах необходимо выделить с большой ясностью все переходы и остроту атак, четкость отдельных нот и аккордов. В этом случае микрофон размещают в крупном плане почти у края рояля с наклоном непосредственно на струны. Иногда при записи рояля можно воспользоваться двумя микрофонами, один из которых устанавливают под рояль, а другой на расстоянии 2—3 м. При этом первый микрофон хорошо воспринимает четкость атак, а второй — общее звучание. При выборе типа микрофона для записи рояля помимо односторонне направленного микрофона можно использовать и другие типы микрофонов. В частности, при малом времени реверберации в помещении для увеличения «воздуха» можно применить микрофон с характеристикой «восьмерка». Но при этом надо учесть, что если исполнитель при игре активно использует педаль, то реверберация в эти моменты воспринимается микрофоном сильнее, чем при непосредственном прослушивании, и тогда исполнение может потерять определенную четкость.
Арфа.
При записи арфы следует помнить, что ее звук слаб и легко заглушается другими инструментами. Излучение арфы более интенсивно в направлении, перпендикулярном плоскости струн, по этой причине микрофон обычно устанавливают позади инструмента против отверстий резонирующей деки близко к струнам, однако так, чтобы не было слышно характерного шума от защипывания их пальцами.
Другое мнение: Микрофон, расположенный на расстоянии 1.5 м по диагонали вверх от акустического резонатора, может быть сориентирован для охвата звуков резонатора и струн инструмента. Для этих целей лучше всего подходит ленточный микрофон. При этом, его главный лепесток диаграммы достаточно конкретно воспринимает звучание одной или двух арф, в то время, как противоположные лепестки реагирования будут направлены на концертный зал. Электростатические кардиоидные системы могут также использоваться для баланса, а гиперкардиоиды должны располагаться ближе к струнам, чтобы подчеркнуть звучание в средней и верхней частях резонатора.
Клавикорды, с точки зрения качественных характеристик, во многом похожи на фортепьяно, включая механические шумы от педалей и выраженного воздействия на струны при помощи специального острия. В тех музыкальных произведениях, где присутствуют эти инструменты, следует осуществлять основной контроль за резонансом и случайным появлением отдельных звуковых резких "выбросов". Для этого производят установку двух микрофонов: одного над звуковой поверхностью резонатора, а другого под ним. Нижний микрофон воспринимает основную массу сигнала, даже возможно, и отражения от пола; другой микрофон, развернутый в сторону исполнения, реагирует на полный звук, при этом, в нем происходит перераспределение отдельных скачков звучания и верхних гармоник сигнала. Попробуйте убедиться в этом сами на практике.
Челеста относится к довольно тихому типу клавишных инструментов, и в оркестре ее голос выигрышно звучит в зависимости от позиции. Для того, чтобы при разделении звуков устранить влияние соседних звонких инструментов, необходимо обеспечить для нее более тесный баланс. Однако в этом случае возникает вероятность реагирования на игровые шумы, которые по причине природы самого инструмента имеют довольно выраженный характер. Если при организации баланса возможно расположить микрофон в 2 метрах от инструмента, то это мешающее влияние шумов может быть сведено к незначительной величине. В случае вынужденного, более близкого баланса, микрофон следует располагать позади клавиатуры, в средней ее части или под ней, на высокой стороне ног музыканта и как можно дальше от них.
Тарелки имеют широкий частотный спектр ( от 30 Гц до 16 кГц ) и динамический диапазон 60 дБ. Микрофон, установленный ближе к центру, дает более узкополосное колокольное звучание чашки. По мере перемещения его к краю тарелки в звуке появляется все больше низких частот с тональным призвуком. После удара низкочастотные и высокочастотные колебания затухают довольно быстро, и остаются звучать частоты от 1 до 4 кГц.
Там-там как и все гонги отличается тем, что узлы, в отличие от тарелок, у них по краям, а пучность в центре. Во время записи симфонического оркестра для них не требуется установка ближних микрофонов, но в джазовой музыке точка установки микрофона ищется в зависимости от желаемого результата ( приближение к центру дает более низкий звук, удаление к краям более высокий и тихий).
Литавры это низкочастотный инструмент, спектр которого его распологается от 30 Гц до 1,5 кГц. Инструмент обладает очень большой мощностью (20…25 Вт). Динамический диапазон литавр равен 80 дБ. Можно считать, что при фортиссимо именно литавры определяют верхнюю границу динамического диапазона симфонического оркестра. Литавры меняют высоту звучания в зависимости от силы удара. Поэтому во время их настройки при piano нужно, чтобы они звучали чуть-чуть ниже нужной высоты так, чтобы во время игры на forte высота была точной.
В редких случаях литавры нуждаются в индивидуальном микрофоне, потому что могут плохо прорабатываться из-за их низкочастотного спектра. Тогда ближний микрофон ставится примерно над головой ударника, чтобы охватить все литавры, стоящие перед ним полукругом.
Маримба, вибрафон и ксилофон являются родственными инструментами, их звучание сильно зависит от типа палочек ( типа наконечников ). Тембр маримбы более глубокий., это зависит от резонаторов, которыми снабжены ее пластины.
Вибрафон имеет металлические пластинки и резонирующие трубки под каждой из пластин. Частота вибрации зависит от диаметра шкива, на который надевается пассик, вращающий ось с пластинками, перекрывающими резонаторы. Обычно бывает три скорости, которые музыкант выбирает, исходя их характера музыки. Некоторые модели имеют плавную регулировку скорости с помощью потенциометра. Частота вибрато регулируется в пределах нескольких герц.
Микрофон на все эти три инструмента ставится сверху над пластинками. Также, для распределения по всей базк, можно установить стереомикрофон с углом раскрытия от 120° до 180°.
Клавесин, относится к группе струнно-щипковых инструментов. Правила записи рояля и клависина очень схожи. Акустический уровень клавесина достаточно низкий, на 15…20 дБ ниже рояльного, из-за чего возникает проблема – каким уровнем записывать клавесин. Если максимальным, то при обычной громкости прослушивания он будет казаться неестественно громким, грохочущим и скрежещущим. Клавесин имеет большое количество обертонов в области наибольшей чувствительности слуха, в следствии чего этот инструмент хорошо слышен и легко различим в оркестре. Из-за низкого уровня звука клавесина во время записи проявляются посторонние шумы. Избавиться от них позволяет более близкое расположение микрофона. В клавесине, в отличие от рояля, нет рамы и струны держатся на одном корпусе, он легко теряет свой строй. В следствии этого желательно присутствие настройщика на записи.
Микрофон не следует располагать слишком близко к перышкам клавесина, так как план может получиться очень близким, в следствии чего клавесин нарушит общую панораму в оркестре.
При записи баяна, чтобы сохранить естественное равновесие басовых и высоких звуков, микрофон лучше располагать со стороны правой руки исполнителя. Однако при слишком близком размещении микрофона в записи могут прослушиваться щелчки клапанов, которые особенно слышны при игре стаккато.
Балалайки имеют плохо выраженную форманту в районе 400-500 Гц , в звучании не хватает "баса". Подъем этой области частот с помощью параметрического фильтра выделит основной тон и сделает звук объемным и глубоким. Но нужно учитывать то что чрезмерный подъем форманты вызывает подчеркивание стука от удара пальцами по струнам.
Микрофон располагается на расстоянии 60 см от инструмента и направляется на нижнюю часть деки. При парной игре за одним пультом головка микрофона должна находиться у правого от исполнителя нижнего угла пюпитра и быть направленной в равной степени и на одного, и на другого музыканта. При записи дуэтов, на музыкантов можно направить стереомикрофон с углом раствора 120 градусов. Исполнители должны сидеть вполоборота друг к другу.
Гусли бывают двух видов: клавишные и щипковые. Звук щипковых гусель похож на звук арфы. Маленькие щипковые гусли носят название звончатых гусель. Клавишные гусли имеют клавиатуру объемом в октаву и демпфер на всех струнах. Когда происходит нажатие клавиши, то на этой ноте демпфер снимается во всех октавах , и если провести медиатором по всем струнам, то эти ноты во всех октавах остаются звучать. Гусли традиционно используются в качестве аккомпанемента. Запись сольных клавишных гуслей не должна вызвать проблем, если не считать большого количества ударных шумов, возникающих вследствие глиссандо по тем струнам, которые зажаты демпфером. Микрофон на гусли ставится снизу инструмента, чтобы уменьшить шумы звукоизвлечения.
Особенности записи флейты.
В зависимости от точки установки микрофона, звучание флейты может стать резким, с присутствием шума выдыхаемого воздуха даже в среднем регистре. Поэтому микрофон (или стереопару для солирующего инструмента) желательно располагать выше головы флейтиста, немного сзади его. Слишком большую дистанцию до инструмента выбирать не стоит — уровень звучания тихих регистров может оказаться недостаточным.
Оставить комментарий через сайт:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.