Изначально эквалайзером называли прибор, который предназначался для частотной компенсации записей  некачественных микрофонов. Другими словами, для компенсации частотной характеристики, позволяющий как исправлять неполноценное звучание, так и создавать совершенно новый звук.

Первые эквалайзеры были довольно простыми, они обладали всего одной ручкой, при помощи которой можно было вырезать определенную часть частотной составляющей. Первый серьезный эквалайзер предусматривал отдельную регуляцию низких и высоких частот, можно было делать как усиление, так и ослабление определённых частот.

Применение
Эквалайзеры это необходимая часть каждой студии, но нужно помнить, что надо всегда стараться получить максимально совершенный сигнал от первоначального источника. В таком случае вы будете использовать эквалайзер для того, чтобы сделать звук еще лучше, а не затем, чтобы радикально его менять. Если вы хотите иметь естественный звук инструментов и оригинальный звук источника плохой, то вы не сможете этого добиться одним эквалайзером.
Человеческое ухо гораздо сильнее реагирует на усиление, чем на ослабление частот. Поэтому, большое завышение частот влечёт за собой неприятное звучание инструмента. Но если применить ослабление, то результат получится мягким, хорошо звучащим.  В целом, при работе с эквалайзером, старайтесь никогда не завышать частоты сигнала а только понижать их. Так, если Вам надо выделить высокие частоты, то для этого нужно понизить средние и низкие.

Частоты, которые полезно помнить

Подчёркиванием обозначается частотный промежуток, выделением – определённая частота.

1000 Гц (Герц) = 1 кГц. Большой барабан – он же бас бочка, малый барабан – он же снэр.


Литавры: спектр распологается от 30 Гц до 1,5 кГц.

 

31 – 50 Гц дают музыке мощность и энергию. Однако при их чрезмерном подчёркивании звук может помутнеть, стать тусклым.

Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Если есть избыток "мутной нижней середины", то понижайте частоты в районе 300 Гц.

 

Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка.

 

Нижняя частота электрогитары80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука – ослабить в районе 1 кГц. Обычно при обработке звука гитары бывает необходимо лишь украсить его  "поднятием" усиления в диапазоне от 3000 до 6000 Гц и слегка опустить бубнящие
300 Гц.

 

100 Гц. Увеличить, что бы добавить жёсткости инструментам, звучащим в басовом регистре. 2. Увеличить, что бы добавить наполненности звукам гитары. 3. Увеличить, что бы добавить теплоты пиано и духовым инструментам.

100 Гц. Уменьшить, если надо убрать бубнение из звука гитары и увеличить его разборчивость.

160 – 250 Гц –  проблема большинства миксов. Избыток лишает фонограмму мощности, но они, все же,
необходимы для "теплого" звучания фонограммы.

200 Гц. Увеличить, что бы добавить полноты партии вокала. 2. Увеличить, что бы добавить полноты звуку малого барабана и гитары (используется в жёсткой музыке). 3. Уменьшить, что бы избежать мутного саунда инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне. 4. Уменьшить, что бы избежать гонгообразного звучания тарелок.

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, их положения, акустических характеристик помещения). Область "вредной" частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц;

 

300 – 500 Гц-  звуковая основа струнных и перкуссионных инструментов.

400 Гц. 1. Увеличить, что бы добавить ясности басовой партии, особенно при прослушивании на малой громкости. 2. Уменьшить, что бы избежать картонного звука у низкозвучащих ударных (томы, большой барабан). 3. Уменьшить, что бы подчеркнуть объёмность звучания тарелок.

Балалайки: имеют плохо выраженную форманту в районе 400-500 Гц , в звучании не хватает “баса”. Подъем этой области частот с помощью параметрического фильтра выделит основной тон и сделает звук объемным и глубоким.

400 – 1000 Гц – основа и гармоники струнных, клавишных и перкуссии. Здесь, находится самая важная область, отвечающая за естественность звучания , так как в этой области расположен основной тон инструмента. Избыток может придать "трубоподобность" звучанию.

800 Гц. 1. Увеличить для чистого и мощного звучания бас-гитары. 2. Уменьшить, что бы избавиться от “дешёвого” звука гитар.

800 – 4000 Гц –  самая подходящая область, что бы выделить инструмент и слегка "подогреть" его звучание. Однако, избыток приводит к быстрому ауральному утомлению.

Тарелки: После удара низкочастотные и высокочастотные колебания затухают довольно быстро, и остаются звучать частоты от 1 до 4 кГц.

1– 20 кГц –  избыток приводит к заметному "истончению" звука.

1500 Гц. 1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары и её гармоник. 2. Уменьшить, что бы избежать “вялого” звучания электро- и акустических гитар.

Саксофон: Наиболее хорошее звучание саксофона достигается в среднем диапазоне, начиная с 2.5-3 кГц.

Вокал занимает большую часть частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. Будьте особенно осторожны при работе с вокалом, потому что наш слух очень чувствителен к изменению его тембра.

 

3 кГц.  1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары. 2. Увеличить для подчёркивания атаки электро- и акустических гитар. 3. Увеличить для подчёркивания атаки партии пиано, исполненной в низком регистре. 4. Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии. 5. Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий. 6. Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала или гитар.

Вокал: От шипящих и свистящих звуков можно избавиться, если уменьшить высокочастотное реагирование и применять системы с ровной восприимчивостью в области 3-12 кГц.

5 кГц. – отвечает за прозрачность звучания. Избыток может принести некоторую "отдаленность" звучания.
1. Увеличить для разборчивости вокала. 2. Увеличить, что бы подчеркнуть атаку низкозвучащих барабанов (большой барабан, томы). 3. Увеличить для получения более “пальцевого” звука бас-гитары. 4. Увеличить, что бы подчеркнуть атаку пиано, акустических гитар и яркость партии гитар (особенно, рок-гитар). 5. Уменьшить, что бы сделать звук партий, звучащих на заднем плане более отдалённым. 6. Уменьшить, что бы смягчить звук гитар.

Медные инструменты показывают хорошие результаты при повышении уровня средних частот на 5 дБ и особенно выразительно звучат на частотах 6-9 кГц.

7 кГц. 1. Увеличить для получения атаки у низкозвучащих барабанов (более металлический звук) 2. Увеличить для получения атаки перкуссионных инструментов. 3. Увеличить при работе с “вялым” вокалом. 4. Увеличить для получения более “пальцевого” звука бас-гитары. 5. Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных. 6. Увеличить, что бы добавить резкости звукам рок-гитар, синтезатора, акустических гитар и пиано.

10 кГц. 1. Увеличить для осветления вокала. 2. Увеличить для получения лёгкого прозрачного звука акустической гитары или пиано. 3. Увеличить, что бы подчеркнуть жёсткость в звучании тарелок. 4. Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.

15 кГц. 1. Увеличить для осветления вокала (звук с придыханием). 2. Увеличить для осветления тарелок, струнных, флейты. 3. Увеличить, что бы сделать звук сэмплерного синтезатора более естественным.


Не забывайте контролировать спектр инструментов по отношению друг к другу. Например, не ярче ли звук большого барабана, или пиано, или тарелок, чем вокал. И ещё раз напомню то что к эквализации надо подходить творчески и учитывать то, к чему Вы стремитесь. Так, например, что для одного стиля музыки хорошо – то для другого смерть. Также напомню то что для выделения частоты не желательно её поднимать а желательно понижать другие, нежелательные частоты. Следует понимать фразу "выделить определённую частоту" как  несколько понизить другие относительно данной.

 

ТаблицаТаблица

Таблица

Таблица

Эквализация реверберации.
Со времен самых ранних эхо-камер и пластин, ответ ревербератора всегда подправляли эквалайзером, хотя и по разным причинам. Давным-давно, когда были только эхо-камеры и пластины, он возвращали затемненное звучание, которое без подъема высоких просто терялось в миксе, и их в области 15 кГц обычно поднимали. Сейчас эквализируют, чтобы создавать виртуальные планы. Несколько моментов, которые следует учитывать, при коррекции ответа ревербератора.  Советы по эквализации ревербераторов и задержек:
• Чтобы показать эффект — сделай его поярче (добавь высоких).
• Чтобы эффект растворился в миксе — отфильтруй высокие.
• Если в партии много инструментов (например, барабаны), то, чтобы эффект встраивался, срежь у него низкие.
• Если в партии инструментов мало, добавь к эффекту низких, чтобы заполнить простран¬ство.
• Если сигнал идет с моноисточника, и сильно сдвинут в сторону, то сделай одну сторону стереоэффекта ярче, чем другую.

Эквализация ударной установки.

К сожалению, в условиях реальных жизненных ограничений не всегда удается добиться желаемого тембра звучания ударной установки. В таких случаях приходится прибегать к помощи эквалайзеров :

1. Bass Drum:
• традиционно вырезается участок «бубнения» — 200…400 Гц;
• характерный для бочки «щелчок» лежит в диапазоне 5…7 кГц.

применение ВЧ фильтрации от 50 Гц позволяет уплотнить звук большого барабана, оставив для вашего компрессора именно тот сигнал, с которым он может музыкально работать.
2. Snare Drum:
• современная школа записи ударных диктует полное удаление низких частот этого инструмента вплоть до 150 Гц;
• для просветления звучания можно попробовать вырезать частоты 400, 800 или 1300 Гц;
• и, наоборот, удаление узкой полосы частот в районе 5 кГц придаст тембру малого барабана оттенки матовости;
• усиление участка около 10 кГц усилит впечатление яркости звучания
3. Toms:
• частоты ниже 100 Гц традиционно вырезаются;
• наиболее важный для большинства томов диапазон лежит в предела 300…800 Гц;
• узкую полоску около 400 Гц иногда полезно, наоборот, вырезать;
• подъем на частоте 3 кГц придаст звучанию томов большую ясность и конкретность.
4. Hat
• частоты ниже 200 Гц можно смело вырезать, что освободит звук от нежелательной грязи;
• наиболее важны характерные частоты в диапазоне от 400 до 1000 Гц, однако узкополосное вырезание участка в полосе 600…800 Гц иногда позволяет прояснить слишком плотный ударный звук;
• при наличии относительно низкого уровня шумов подъем частот в районе 12,5 кГц поможет сделать звучание тарелок более ярким.
Такого рода частотную коррекцию слушатель привык воспринимать, как близкую к естественной. Чего нельзя сказать о применении других приборов, учитывая временные характеристики ударных звуков: время атаки 0,5…3 миллисекунды, очень короткая стационарная часть и более существенное время затухания колебаний — 0,2…0,9 секунд, барабаны с обрезанными с помощью гейтов фазами атаки и затухания и с подчеркнутыми эквалайзером сустэйном мембран звучат не очень естественно. Излишнее компрессирование звучания барабанной установки также не идет ему на пользу — приборы динамической обработки способны до неузнаваемости исказить скоротечные моменты ударов палочек и колотушек по мембранам и тарелкам.

Наверх! Запостить!